Вариатор CVT или автомат АКПП - что лучше?
Autoremonty.ru

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Вариатор CVT или автомат АКПП — что лучше?

Вариатор CVT или автомат АКПП — что лучше? Ресурс, надежность, преимущества и недостатки

На сегодняшний день, если отталкиваться от статистики продаж автомобилей оснащенных автоматическими трансмиссиями, разновидностями которых считаются классические автоматы, вариаторы и роботы, то коробки передач с типом действия автомат почти в 2 раза чаще покупаются, нежели конкурирующие механизмы. Если отталкиваться от точных цифр исследований покупательской активности за последние 5 лет, то на рынке стран Таможенного Союза (Россия, Беларусь и Казахстан) было реализовано покупателям автомобилей с механической коробкой передач — 45 процентов, с автоматами — 30 процентов, с вариаторами (CVT) — 15 процентов и с роботизированной трансмиссией — 10 процентов. Что касается коробок роботов, то буквально за последние годы продажи машин с такой трансмиссией удвоились, причем такие механизмы все чаще можно встретить на отечественных Лада Веста, Иксрей, Приора и Гранта.

У ТОМАНИЗАЦИЯ ТРАНСМИССИИ: НЕИСПРАВНОСТИ, СРОК СЛУЖБЫ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Как и когда появилась первая автоматическая коробка передач? Первая автоматическая коробка передач, по-видимому, появилась в немецком судостроении в начале 20 века. Ее изобретателем был немецкий ученый Карл Феттингер, он впервые предложил использовать гидродинамическую передачу, которая объединяла работу двигателя и трансмиссии, в результате чего эффективно вращались гребные винты кораблей. Особенностью этого изобретения также является гидравлическое сцепление, которое сегодня является одним из центральных элементов автоматической машины.

Что касается автомобилей, то первые транспортные средства, которые стали оснащаться такой трансмиссией были американские машины «Олдсмобиль» и произошло это событие в 1939 году. Первые коробки передач назывались «Гидроматик» и до сегодняшнего дня их конструкция почти не изменилась. Справочно заметим, что любой современный автомат имеет в своем оснащении два ключевых узла — это редуктор и гидротрансформатор.

Такой элемент автоматической коробки передач, как гидротрансформатор заменяет собой сцепление. Задача данного узла заключается в том, чтобы переключение передач в коробке происходило без рывков, то есть плавно. Редкутор же в свою очередь включает в себя пары шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении друг с другом. Благодаря такой «плотной» конструкции, современный автомат представляет из себя компактный механизм, который оснащается определенным количеством ступеней. Справочно заметим, что до недавнего времени большинство автомобилей были заднеприводными и как правило, оснащались всего 2-3 передачами в автомате, что вполне хватало для оптимального передвижения. Однако на современном этапе автомобилестроения, большинство автомобилей наоборот имеют передний привод, что поспособствовало увеличению скорости, поэтому количество передач стало большим, начиная от 4-х и заканчивая 8-ю ступенями.

С точки зрения технической составляющей, автомат проверялся и тестировался в течение многих лет и на сегодняшний день практически достиг совершенства. Классические автоматические трансмиссии имеют достаточно надежную систему, которая в основном успешно зарекомендовала себя с положительной стороны. Как работает автомат? Любой автомобиль движется в ответ на крутящий момент, который передается силовой установкой. В автоматической коробке передач используется гидротрансформатор, который не имеет жестких шестерен и полагается на давление трансмиссионной жидкости для приведения в действие двигателя. Таким образом, поскольку в системе нет шестерен, ломаться практически нечему. Однако стальные планетарные валы и фрикционные диски находятся в постоянном движении.

Читайте так же:
Форд Куга (Ford Kuga) 2021/2022 M9MA 1. 5 EcoBoost 150/182 л. с – конкурент Ниссан Х-Трейл по цене Хендай Туссан

Такие элементы, как фрикционные сцепления, по своей функции аналогичны сцеплению в механической коробке передач. Таким образом, во время сжатия или разжатия подключаются муфты, которые соответствуют определенным передачам в данный момент. Помимо этих деталей, автоматическая коробка передач включает в себя специальный насос высокого давления и гидроблок. Хотя в автоматической коробке передач есть еще много компонентов, мы остановимся только на основных, непосредственно связанных с ее работой.

Какие части машины склонны к поломке?

Большинство поломок в автомате и вариаторе происходят из-за неправильной эксплуатации и несвоевременного обслуживания узла. Для автоматических трансмиссий самое главное — это соблюдение регламента обслуживания. В том случае, если на автомат просто «забить» и не менять масло ATF после большого пробега, например более 100 тысяч километров, то зачастую это приводит к тому, что засоряется гидроблок, радиатор и фильтры. В конечном счете все это приводит к тому, что масляный насос перестает держать оптимальное рабочее давление в системе, из-за чего фрикционы на стальных дисках начинают прокручиваться, что приводит в пробуксовке или как говорят автомеханики автомат начинает «пинаться» или «буксовать». В самом запущенном состоянии, передачи трансмиссии могут просто не включаться или дергаться в процессе езды. В конечном итоге, результат у всех автоматов один — они уходят на аварийный режим.

На самом деле, большинство экспертов рекомендуют проверять автоматику и ее компоненты на износ перед покупкой подержанного автомобиля. Такое правило помогает определить степень износа. Имеется в виду запах трансмиссионной жидкости. Если масло автоматической коробки передач пахнет горелым, это означает, что фрикционные муфты сгорели и находятся в сильно изношенном состоянии. Таким образом, если в коробке присутствует посторонний запах, лучше не покупать такой автомобиль. Кроме того, если трансмиссия сильно запущена, то проблем может быть великое множество, начиная от планетарных передач и заканчивая фрикционными накладками гидротрансформатора. Каждая автоматическая коробка передач имеет свои нюансы, поэтому поломки и износ деталей у разных моделей могут отличаться.

Какой срок службы машины?

Читайте так же:
Ниссан Жук (Nissan Juke) YF15 HR16DE 1. 6 MPI 117 л. с и MR16DDT 1. 6 DIG-T 190 л. с - достойный конкурент Тойота C-HR

Трансмиссия может работать столько же, сколько и силовая установка автомобиля, если она используется и обслуживается в соответствии со спецификациями производителя. Как рекомендуют автомеханики, если менять трансмиссионную жидкость каждые 40-50 тыс. км пробега, то автоматическая коробка передач может пройти 350-400 тыс. км, причем это касается в основном 4-ступенчатых моделей. Для справки, по мнению экспертов, 4-ступенчатые коробки передач считаются самыми надежными, особенно у японских производителей.

Для того чтобы продлить срок службы автоматической коробки передач, необходимо соблюдать определенные правила: во-первых, менять трансмиссионную жидкость не реже одного раза в 60 тыс. км пробега, а лучше чаще (для справки: Необслуживаемых автоматов не бывает, не верьте дилерам); во-вторых, вместе с трансмиссионной жидкостью необходимо менять масляный фильтр; в-третьих, при каждой замене масла и фильтра желательно промывать радиатор коробки передач; в-четвертых, очищать поддон коробки передач и магниты от продуктов износа в виде металлической стружки. Следуя этим рекомендациям, можно увеличить срок службы автоматической коробки передач в среднем на 10-15 процентов от указанных производителем значений.

Преимущества оборудования

— Простое и понятное управление транспортным средством, то есть нет нужды каждый раз при переключении передач тянутся за селектором коробки, так как все происходит в автоматическом режиме;

— Высокая надежность конструкции при должном обслуживании и эксплуатации, причем значительно большая, чем у вариатора; — Ремонтопригодность на высоком уровне, так как система уже давно изучена большинством автомехаников;

— Требования к трансмиссионной жидкости ниже, чем у вариатора и стоит значительно дешевле;

— Меньше электрики в системе в среднем на 25-30 процентов, чем у вариатора. В основном все работает на механике;

— Большие интервалы обслуживания, чем у вариатора. В среднем замена масла в узле происходит 1 раз в 60-80 тысяч километров пробега.

Недостатки машины :

— Разгонная динамика хуже, чем у вариаторной и механической коробок передач;

— Самый низкий коэффициент полезного действия среди конкурирующих видов трансмиссий, из-за того, что в автомате отсутствует жесткое зацепление с силовой установкой и процесс функционирования осуществляется при помощи гидротрансформатора под давлением технической жидкости. Кстати из-за этого у такой трансмиссии в системе имеются передачи;

— Наличие толчков в момент переключения скоростей, из-за наличия передач;

— Объем трансмиссионной жидкости необходимый для замены в автомате может составлять от 8 до 15 литров, у вариатора от 5 до 8 литров, а у механики, всего от 2 до 4 литров масла;

— Самый большой расход топлива по сравнению с вариатором, роботом и механикой. все это из-за того, что у системы самый низкий коэффициент полезного действия.

Читайте так же:
БМВ Х6 (BMW X6) E71 N57D30 3. 0 V6 245 л. с и N63B44 4. 4 V8 407 л. с – независимый автоподбор

Таким образом, стандартная автоматическая коробка передач или гидротрансформатор — это надежный и проверенный временем агрегат. Положительные стороны автоматических коробок передач перевешиваются такими недостатками, как низкая экономичность, повышенный расход топлива, плохая динамика и толчки при переключении передач (для справки: на 6-ступенчатом автомате толчки практически незаметны). Если вы будете правильно обслуживать эту коробку передач и использовать только высококачественные жидкости, вам не придется беспокоиться о ее долговечности.

А РИАТОРНАЯ ПЕРЕДАЧА: НЕИСПРАВНОСТИ, СРОК СЛУЖБЫ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Официальное название вариаторной трансмиссии — CVT, что при расшифровке означает Сontinuosly Variable Transmission. Как считают некоторые автолюбители, вариатор появился на свет позже других типов трансмиссий. Однако это в корне не верно. Так как сам по себе принцип работы вариатора был описан еще в 15 веке известным изобретателем на то время — Леонардо Да Винчи. Принцип действия вариатора основан на двух конусах, которые направлены в разные стороны друг относительно друга, а между ними натянут ремень. Вот именно такую конструкцию и изобрел Да Винчи, кстати такая система была перенята с ветряных мельниц. Но как мы понимаем, вариатор не был создан в 15 веке, так как для этого просто не было возможностей.

Как таковой данный тип трансмиссии постепенно начал из теории переходить в практику только в середине 19 века, когда его стали использовать на промышленных станках. И только в 1957 году голландский конструктор Хуберт Ван Доорн, решил перенести конструкцию вариатора со станков в автомобилестроение. Ван Доорн считается первым на планете человеком, который создал бесступенчатую трансмиссию, которую он назвал Variomatic. Справочно заметим, что данный вариатор с 1959 года стал устанавливаться на небольшие грузовики компании DAF. Как правило, автомобили оснащались малыми объемами силовых установок: 0,6 — 1,2 литра. Благодаря высокой эффективности трансмиссии, система Ван Доорна получила множество положительных отзывов на то время и автопроизводители взяли на вооружение бесступенчатый вариатор для своих моделей.

Что касается технической составляющей, то вариатор также, как и автомат относится к одной из разновидностей автоматической трансмиссии. Главное отличие вариатора от автомата — отсутствие скоростей или передач. Правда в некоторых современных вариаторах (пример: CVT X-Tronic JF015E от Jatco) имеют так называемые виртуальные передачи, благодаря чему водитель может производить переключения скоростей при переводе селектора коробки в разные положения.

Конструкция вариатора до боли проста и основана на двух шкивах (ведущем и ведомом), которые расположены друг напротив друга и соединены ременной передачей, обычно с использованием металлического трапециевидного ремня. Конусы такой коробки передач не сплошные, как это было изначально, а состоят из скользящих половинок. Вариаторы предназначены для привода через удлиненный шкив, который является основой их работы. Приводной ремень, в свою очередь, проходит по небольшому диаметру, упираясь своими гранями в поверхность шкивов. Для справки следует отметить, что если шкив находится в разобранном положении, то ремень будет вращаться по большому диаметру, что приводит к максимально возможному передаточному числу, которое соответствует первой передаче.

Читайте так же:
Реальный ресурс ремня ГРМ? Сколько ходит ременной привод двигателя?

При переключении также происходит плавное уменьшение передаточного числа, что производит так называемое переключение передач. У этого вариатора есть интересный нюанс. Передаточные числа практически идентичны классической автоматической коробке передач, хотя, как я уже говорил, это не подразумевает ступеней. Благодаря такому специфическому принципу работы вариатора повышается эффективность взаимодействия между силовым агрегатом и колесами. Все это связано с тем, что передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии, а затем к колесам, передается механическими силами, то есть жестким способом, а не давлением технической жидкости.

Насколько детали вариатора склонны к поломкам?

В отличие от автомата, вариатор очень сложен в эксплуатации и обслуживании. Рекомендуется заменять трансмиссионную жидкость каждые 60 000 километров. В противном случае, если не менять масло в соответствии с графиком, это может привести к серьезным проблемам с компонентами системы. Если пренебрегать CVT, то первое, что может произойти, это то, что засорившаяся гидрокоробка и масляный насос не могут обеспечить системе оптимальное давление масла. В результате этого валы не могут разжимать и разжимать приводной ремень, что приводит к его проскальзыванию. Когда ремень проскальзывает, это вызывает ускоренный износ, который в конечном итоге приводит к поломке элемента. Если ремень обрывается, вариатор разрушается в одно мгновение, и на этом срок его службы заканчивается, а ремонту он, как правило, не подлежит. Помимо этого, зеркальные поверхности валов в вариаторах часто стираются, что также негативно сказывается на сроке службы ремня. Кроме того, нельзя забывать о ненадежной электронике, которая управляет современным вариатором.

Какой срок службы у вариатора?

Говоря про срок службы вариатора всегда нужно помнить про своевременную замену трансмиссионной жидкости, так как от этого действия напрямую будет зависеть живучесть трансмиссии. Зачастую при нарушении автовладельцем регламента обслуживания вариатора, его жизнь может подойти к концу уже на 90-100 тысячах километров пробега. Однако кроме масла, внимание также стоит уделять приводному ремню, который, как правило, меняется на 130-150 тысячах километров. Если проглядеть замену приводного ремня, то дело может кончиться его обрывом, а это уже замена всего вариатора. Как утверждают автомеханики, вариатор — это трансмиссия, которая всегда будет держать в тонусе своего владельца. Максимальный ресурс современных вариаторов в среднем составляет около 250-280 тысяч километров пробега.

Читайте так же:
Рождение новой компании Stellantis NV STLA

Преимущества применения вариаторов:

— Хорошая динамика разгона, в сравнении с классическим автоматом;

— Уменьшенный расход топлива, в сравнении автоматом гидротрансформаторного типа (справочно: расход меньше на 9-14 процентов);

— Отсутствие передач, следовательно нет рывков при переключении скоростей, что дают плавность и динамичность при передвижении;

— Высокий коэффициент полезного действия, в сравнении с автоматом, показатель у вариатора выше в среднем на 6-9 процентов;

— Простое управление автомобилем, а также требуется меньше времени на прогрев узла до рабочей температуры.

Недостатки инверторов:

— Механизм считается сложным в ремонте, так как не многие автомеханики хорошо знакомы с конструкцией некоторых моделей, поэтому обращаться при поломках или обслуживании придется к официальным дилерам, что влетит в копейку автовладельцу;

— Необходимость частой замены трансмиссионной жидкости и гибкого приводного ремня механизма, что является не дешевой процедурой;

— Много электроники в системе и в случае ее выхода из строя, придется обращаться на специализированные станции техобслуживания или к дилерам, что опять же дорого;

— Трансмиссионная жидкость используется только специальная, с высокими допусками, которая априори дешево стоить просто не может и менять ее нужно, как можно чаще.

Что же лучше — автомат или вариатор?

Исходя из технических особенностей в плане принципа действия, динамики, плавности хода и расхода топлива, то вариатор однозначно лучше автомата. Но, как только дело касается обслуживания и ремонта, то вариатор — это сплошная головная боль для автовладельца. Автомат считается более изученным относительно ремонтопригодности, его можно быстрее и дешевле починить, восстановить, а также доработать. Однако в одном обе трансмиссии схожи, если машина покупается поддержанной, то диагностику нужно делать обоих механизмов.

В заключение отметим, что не имеет значения, какая трансмиссия установлена в приобретаемом вами автомобиле, если он куплен новым у дилера. Часто в процессе эксплуатации нового автомобиля, если возникают какие-либо неисправности, на все распространяется гарантия производителя. Иначе обстоит дело с подержанными автомобилями, то есть приобретенными после гарантийного срока, который зачастую составляет 100 тысяч километров, даже если они находятся в хорошем состоянии. В этом случае лучшим выбором будет автомат, так как в случае возникновения проблем ремонт будет проще и дешевле. Как правило, классическая автоматика имеет больший ресурс, чем вариаторная.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector