Ситроен SM - всё про технические характеристики, двигатели, коробки передач, особенности и недостатки модели
Autoremonty.ru

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Ситроен SM — всё про технические характеристики, двигатели, коробки передач, особенности и недостатки модели

Ситроен SM

Энциклопедия авто

Автопром Франции во все времена задавал новые стандарты и отличался от других. В соревновании за лидерство в создании «идеального автомобиля» с немецкими производителями, французы постоянно сопротивлялись эталонным рамкам и создавали модели, заставляющие в очередной раз восхититься оригинальными решениями.

В 1970 г. мятежный дух автоконструкторов «двойного шеврона» создал еще один шедевр концептуальных проектов – купе-хетчбек Citroen SM класса GT (Grand Tourismo), ставший одним из самых удивительных творений марки Ситроен.

История модели

История «ЭсЭм» начинается в 1961 г — именно тогда французскими конструкторами был начат долговременный проект, вначале носивший название «Project S».

После прекращения в 1964г. малосерийного выпуска мощных скоростных и дорогих автомобилей Facel-Vega (производитель Forges et Ateliers de Construction d’Eure et de Loire — FACEL) Пятая Республика осталась без собственного автомобиля высшего класса «люкс».

Citroen Maserati S

После объединения Citroen и Maserati «Project S» стал называться Citroen-Maserati S

Неудовлетворенные амбиции и огромное желание конкурировать с английскими и немецкими производителями престижных автомобилей привели к слиянию в 1968 году автомобильного концерна Citroen и итальянской Maserati (по сути, это было скорее поглощение — Citroen купил контрольный пакет акций моденской компании). Таким образом, французы получили доступ к техническим деталям знаменитых спортивных автомобилей, и с его помощью они смогли создать машину, способную конкурировать с Porsche, Jaguar, Ferrari, Mercedes-Benz, Aston Martin, Lotus,

К названию проекта была добавлена буква «М» (Maserati) — теперь автомобиль назывался Citroen SM.

Расшифровка аббревиатуры SM имеет довольно много вариантов, итальянские инженеры из Модены вложили в нее названия Special Maserati и Serie Maserati , а более романтично настроенные французы предпочитают в названии автомобиля слышать «Sa Majesté» – Её Величество (по аналогии с другой популярной моделью Citroen DS «Déesse» — Богиня).

Интересный факт – в начале проекта его основной целью было создание спортивной модификации Citroen DS для участия в кольцевых гонках. Один из руководителей проекта – инженер Jacques Né (Жак Нё) был серьёзно настроен на победу в самом престижном на планете суточном марафоне «24 Heures du Mans» («24 часа Ле-Мана»). С течением времени приоритеты поменялись – Франции были нужны не столько победы в одиночных соревнованиях, сколько запуск в серию престижного автомобиля класса «люкс». Внешний вид автомобиля разрабатывался главным дизайнером Citroën Робером Опроном (Robert Opron), технические решения и работу над двигателем и трансмиссией поручили конструкторам из Maserati под руководством Джулио Альфьери (Giulio Alfieri).

Giulio Alfieri V6 Citroen SM

Джулио Альфиери за разработкой двигателя V6 для Citroen SM

Мировая премьера Citroen SM состоялась на Женевском международном автосалоне в марте 1970 года.

Citroen SM at the 1970 Geneva Motor Show

Citroen SM на Женевском автосалоне ‘1970. На фото вверху Citroen GS, который станет «Автомобилем года в Европе»

Автомобиль вызвал массу восторженных откликов в прессе, поэтому, когда осенью того же года он поступил в продажу в европейские автосалоны – у него уже была определённая репутация, имя и даже свои поклонники. Будучи «люксовым», SM изначально был недоступен большинству традиционных любителей Citroen из «рабочего класса» – весьма высокая цена от 40 тысяч франков (для сравнения – самый богато оснащённый DS Pallas в те годы продавался за 37 тысяч франков) оказалась непреодолимым барьером. Стоимость неплохой бюджетной малолитражки (например, Renault 12) была в 4-5 раз меньше. За близкую к SM цену можно было приобрести такие престижные купе, как BMW 3.0 Ci или Mercedes Benz 280 SL «Пагода».

Citroen SM booth at the 1970 Geneva Motor Show amazed with its futuristic design

Стенд Citroen SM на Женевском автосалоне 1970 года удивил своим футуристичным дизайном и был признан самым красивым

Яркое появление Citroen SM почти сразу ознаменовалось не менее яркой победой – стандартная серийная модель приняла участие в длительном ралли-марафоне Марокко (Rallye du Maroc) и заняла 1 место. Это позволило Citroën смело использовать в следующей рекламной кампании слоган победного результата: «SM: первое появление — первая победа».

Citroen SM Winner Rallye du Maroc

Citroen SM выиграл Ралли дю Марок

Ещё одно признание своих выдающихся качеств – не только скорости, но и комфорта, стиля и безопасности — Citroen SM в 1972 г занял верхнюю строчку в рейтинге самого авторитетного американского журнала Motor Trend, став «Автомобилем года США». Это был первый случай, когда эту победу завоевал иностранный автомобиль.
Через много лет, в 2005 г. Citroen SM занял одиннадцатое место в рейтинге журнала Automobile, «100 самых крутых автомобилей, номинация «Дизайн»», а инженер-конструктор Робер Опрон, создавший его дизайн, стал номинантом на звание «Лучший автодизайнер 20-го века».

Серийное производство Citroen SM продолжалось с 1970г. по 1975г. За 6 лет с заводских конвейеров сошло 12920 автомобилей: в 1970 г. – 868, 1971 – 4988, 1972 – 2786, 17973 — 1469, 1974 – 294, 1975 — 115 . В 1972-1973гг Citroen SM поступил на североамериканский рынок. Общий объем продаж за этот период составил 2400 автомобилей.

Резкое падение результатов продаж не было связано с «разочарованием» автолюбителей — Citroen SM не только оправдал надежды, но и продолжал приятно удивлять своих владельцев. «»Как только Вы освоитесь с жизнью за рулем SM, Вы начнете понимать, что Citroën сделал все правильно там, где все остальные ошибались» – это высказывание одного из популярных французских автообозревателей действительно соответствовало истине.

 Body assembly Citroen SM

Кузов Citroen SM собирался вручную на специальных стендах

Ситроену просто не повезло — несмотря на то, что попытка французов прорваться в ранее недоступный сегмент мирового авторынка была технически более чем успешной, грянул нефтяной кризис 1973 года, который привел к огромному экономическому спаду с резким повышением цен на топливо и введением жестких ограничений на максимальную скорость. Еще одна ошибка была допущена менеджерами Citroen SM — они решили не предлагать версию с правым рулем, поэтому шансов охватить британский авторынок не было.

Несмотря (или, возможно, благодаря) тому, что Citroen SM был очень популярен в США благодаря своей экономичности и комфорту для быстрой езды на дальние расстояния, в 1974 году Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) приняла новые стандарты безопасности и техники, которые фактически запретили продажу SM на рынке США.

Все эти факторы привели к сокращению продаж Citroen SM. В 1974 г. компания Citroën была объявлена банкротом, завод Quai André-Citroën на берегу Сены в Париже закрылся, а последние Citroen SM были произведены на заводах компании Лижье (Ligier – французский производитель автобусов в Виши — Бурбон, Франция). Сама компания Citroën вошла в состав концерна PSA (в декабре 1974 г. выкуплена компанией Peugeot), руководство которого решило оптимизировать расходы и в начале 1975 г. прекратило выпуск малопродаваемых Citroen SM, а в мае 1975 г. «избавилась» и от Maserati.

Однако история Citroen SM на этом не закончилась. Citroen CX (включая популярную впоследствии систему рулевого управления DIRAVI) вобрал в себя многие технические решения SM, а Lotus Esprit полностью скопировал трансмиссию Maserati Merak.

Поколения Citroen SM

Одно поколение, один стиль кузова (3-дверный хэтчбек-купе), множество версий — некоторые из них так и не стали серийными, но выпускались в небольшом количестве по индивидуальным заказам.

Спортивные модификации

Самым большим достижением Citroen SM в спорте является победа в «Ралли дю Марок» в 1971 году, когда экипаж Жан Дешазо — Жан Плассар (Deschaseaux Jean — Plassard Jean) выиграл гонку на обыкновенной серийной версии SM.

Создали спортивную версию Citroen SM намного позже – и это были уже не французы, а американцы. В январе 2021 г. на аукционе Gooding был представлен уникальный лот — гоночный Citroen SM, поставивший несколько мировых рекордов скорости, и пере­возящие его тягач с прицепом, также построенные на базе Citroen. Первоначальная цена лота начиналась с 60 000 $ , продан он был за 203 500 $.

Это был модифицированный Citroen SM конца 1970-х годов, построенный американским автоэнтузиастом Джерри Хэтэуэем из SM World, дилерского и сервисного центра для Citroen SM в США. Разработанный для гонок и установления рекордов, Citroen SM был назван Land Speeder.

Citroen SM Record SM World

Рекордный Citroen SM Джерри Хэтэуэя и трактор для его транспортировки

Спорткар был оснащён безнаддувным 3,0-литровым мотором Maserati с тремя карбюраторами Weber 42DCNF и пятиступенчатой МКПП Hewland. Максимальная мощность — 250 л.с., в тренировочных заездах болид Хэтэуэя разогнался на озере Бонне­виль до 243 км/ч.

В середине 1980-х годов Хэтэуэй оснастил двигатель двумя турбокомпрессорами AiResearch, в результате чего максимальная скорость возросла до 320 км/ч. Но самых серьезных результатов жена Хэтэуэя Сильвия добилась в 1987 году, показав максимальную скорость 332,2 км/ч в квалификационной гонке на Bonneville Salt Flats (США) и 325,5 км/ч на Citroen SM во время зачетной гонки. С точки зрения долголетия GT это был рекорд того времени.

Эксклюзивные модели

  • SMPresidentiel. В 1972 году ателье Chapron было изготовлено два четырёхдверных кабриолета (длиной более 5,5 м) для президента Франции Жоржа Помпиду — Citroën SM Chapron limousine décapotable (зарегистрированные 2 PR 75 и 3 PR 75 ). Один из них был предоставлен английской королеве Елизавете II во время ее визита во Францию. SM Presidentielle Citroen SM Presidentielle во время визита Елизаветы II во Францию. Рядом с Королевой Президент Франции Жорж Помпиду

    Они находились в парке служебных автомобилей Елисейского дворца до 2007 года и до сих пор являются собственностью республики;

    Salon Citroen SM Presidentielle Салон Citroen SM Presidentielle

  • SMOpéra. То же самое ателье Шапрон представило на Женевском автосалоне в 1972 г. 4-дверный седан с кузовом «нотчбэк» и увеличенной на 29см колесной базой (длина 5,2 м). SM Opéra выпускался с 1972 по 1974 год , всего было произведено только 7 автомобилей. Продажная цена одного из SM Opéra на аукционе в 2018 году составила более 400 000 евро;
  • Кабриолет Citroen SMMylord. Используя оригинальный дизайн для SM, Шапрон срезал крышу, укрепил кузов и добавил стандартный задний багажник. Этот элегантный четырехместный кабриолет стоил в два раза дороже заводского купе SM, и почти столько же, сколько Ferrari Daytona. С 1971 по 1973 год будет выпущено 5 экземпляров. Аукционная цена SM Mylord в 2016 г. — более 600 000 евро;
  • Citroën SM Espace – купе с весьма оригинальным образом частично убирающейся крышей типа Targa — результат творчества другого, не менее известного ателье — Heuliez

    Citroen SM Espace Заказной Citroen SM Espace с крышей типа Targa от Heuliez

  • Австралийская компания Chappel Engineering модифицировала 12 Citroen SM, превратив их в «праворульные», для австралийского импортера Citroën.

О настрое на победы в ралли и марафонах инженеров Ситроена свидетельствовал и заводской прототип, на котором отрабатывали поведение гидропневматической подвески и автовыравнивания автомобиля над дорогой на высоких скоростях — такие машины оснащались 24-клапанной версией того же V6, форсированной до 300 л.с.

Американская версия

В 1972 г. Ситроен вышел на североамериканский рынок. Американцы восторженно приняли удивительный даже для них Citroen SM и прозвали его «галльской ракетой». Для соответствия федеральным законам «американцы» вместо поворотных фар оснащались четырьмя неподвижными круглыми фарами.

Citroen SM for US sales

Citroen SM для рынка США можно отличить по четырем круглым фарам вместо шести прямоугольных для Европы

На некоторых автомобилях вместо пятиступенчатой механической коробки передач устанавливалась трехступенчатая автоматическая коробка передач Borg-Warner.

Citroen SM for US market with automatic transmission

Салон Citroen SM с 3-ст. АКПП Borg&Warner для рынка США

В 1972 году три карбюратора Weber уступили место инжектору Bosch D-Jetronic, что обеспечило прибавку в десяток сил мощности. Карбюраторный же мотор с 1973 года имел объём 3.0 литра, а в 1974-75гг. только с ним можно было заказать автоматическую КПП, инжекторные 2.7- литровые при этом выпускались исключительно с «механикой».

Всего на рынке США с 1972 по 1973 год было продано 2 400 автомобилей Citroen SM. В результате несоответствия новым стандартам NHTSA, продажи SM в США были прекращены в 1974 году.

Дизайн

Citroen SM is very handsome

Его движение особенно увлекательно, особенно в Citroen SM.

Экстерьер Citroen SM не просто удивлял, он поражал! Было ощущение, что в SM воплотились все нереализованные на тот момент мечты французов о космических путешествиях. Дизайнеры Робер Опрон (ранее работавший в авиационной промышленности) и Жан Жире смогли сделать невероятное: глядя на почти пятиметровую летающую тарелку, распластанную на шоссе, начинаешь верить — французы смогли построить космический корабль, предназначенный для передвижения по дорогам общего пользования.

Экстерьер

Футуристический вид Citroen SM придают кузов каплевидной формы, заметно сужающийся в направлении багажника, прозрачный обтекатель, под которым располагаются шесть фар, и наклонная остеклённая крышка багажника, огибающая номерной знак. Кроме фантастического внешнего вида, эти конструктивные решения придали SM отличные аэродинамические качества — коэффициент Cх (аэродинамическое сопротивление) составляет всего 0.26 (ниже, чем у Lamborghini Murcielago. ). К сожалению, за высокую аэродинамику пришлось расплатиться тесным задним сиденьем и ограниченным объёмом багажного отделения.

Citroen SM side view

Citroen SM — быстрый, как настоящий GT, но при этом потрясающе элегантный

Вместо хрома кузов был изготовлен из нержавеющей стали, а капот — из авиационного легкого сплава.

Этот автомобиль имел необычные особенности, начиная от стеклянных колпаков, закрывающих фары (два неподвижных и четыре поворотных одновременно с передними колесами), и заканчивая закрытыми задними колесными арками (задняя колея была на 200 мм уже передней).

Интерьер

Не отставал и интерьер «Её Величества» — отделка салона материалами из дорогой натуральной кожи, обогреватель заднего стекла, кондиционер и первоклассная аудиосистема, электрические стеклоподъёмники – немногие автомобили того времени могли похвастаться таким шиком.

Cockpit Citroen SM

Кокпит Citroen SM для Европы. Обратите внимание на оригинальный рычаг МКПП. Да-да! Это «механика»!

Салон Citroen SM поражает воображение — смелые и неоднозначные решения опять-таки возвращают к «космической» теме. Сначала создается впечатление, что имеет место «обман зрения», иллюзия, но присмотревшись, понимаешь – руль действительно имеет форму овала, как и четыре циферблата на панели приборов. Хромированный рычаг КПП располагался на центральной консоли, разделявшей ковшеобразные передние сиденья с центральной секцией в виде «стиральной доски» и внушительными подголовниками.

Rear seats Citroen SM

Считается, что задние сиденья Citroen SM тесны и неудобны. Однако здесь намного комфортнее, чем у многих современных «двухдверок» и купе 2+2

Из-за технических особенностей автомобиля задние сиденья оказались довольно тесными — на них с комфортом могли разместиться только маленькие дети — но никто и не ожидал большего от автомобиля класса GT. Несмотря на то, что запасное колесо занимает половину багажника, его объем впечатляет — 500 литров. Несмотря на это, топливный бак вмещает до 90 литров.

  • Стеклоочистители, реагирующие на интенсивность дождя;
  • Регулируемая по высоте и длине рулевая колонка;
  • Обогрев заднего стекла; электрические стеклоподъемники; кондиционер;
  • Нормальная аудиосистема (кассетный проигрыватель), считавшаяся в то время настоящей экзотикой.

Колеса с колпаками из нержавеющей стали были стандартными, но в качестве опции Michelin выпускала легкие пластиковые колеса, армированные углеродным волокном и смолой (технология, предшествующая современной карбоновой).

Citroen SM with Michelin carbon fiber wheels

Вид на кормовую часть «европейского» Citroen SM с углепластиковыми колёсными дисками Michelin

Технические характеристики

Citroen SM был больше, чем его «роскошный» статус. Технически он был замечателен — двигатель SM был разработан Джулио Альфиери, главным конструктором «трезубца Модены». Всего за шесть месяцев итальянские конструкторы в сотрудничестве с французским бюро смогли разработать полностью алюминиевый 2,7-литровый 170-сильный V6 весом всего 140 кг. При создании этого двигателя из двигателя Maserati Indy V8 инженерам удалось в рекордные сроки удалить два цилиндра, а также уменьшить их диаметр и ход поршня.

Maserati C-114-01 Citroen SM engine

Двигатель Maserati C-114-01 Citroen SM Engine с тремя карбюраторами Weber

Быстрота исполнения должна была произвести впечатление на руководителей Citroën и убедить их в отзывчивости и способности Maserati к совместной работе (в талантах моденцев уже давно никто не сомневался). Такая разработка позволила SM стать одним из самых быстрых переднеприводных автомобилей 70-х годов XX столетия с максимальной скоростью свыше 220 км/ч и разгоном до 100 км за 8,2 с. Для сравнения — Citroen SM легко опережал Oldsmobile Toronado — мощное купе от американского GM.

Размеры автомобиля также впечатляют: ширина 1836 мм, длина 4893 мм, высота 1324 мм, объем багажника 488 литров. Снаряженная масса — 1460 кг.

Technical filling Citroen SM

«Рентгенограмма» устройства Citroen SM

Двигатель и трансмиссия

Citroen SM V6 с нехарактерным углом 90° между рядами цилиндров. Эта инновация была позже применена в более позднем 3,0-литровом бензиновом двигателе PRV V6, в котором использовалась только одна схема головки блока цилиндров и длинный промежуточный вал для привода вспомогательных агрегатов.

Ещё одна конструктивная особенность: место установки двигателя — за передней осью.

Citroen SM engine layout behind the front axle

Двигатель у Citroen SM находился за передней осью, а КПП — впереди него

  • «C114-1» (1970 – 1972гг.) — V6 , 2,7 литра, 170 л.с.;
  • «C114-03» (1973 – 1976гг.) — V6 , 2,7литра, 178 л.с.;
  • «C114-11» (1971 – 1975гг.) — V6, 3, 0 литра, 180 л.с.

Citroen SM engine and transmission

Двигатель и трансмиссия Citroen SM. Обратите внимание на дисковые тормоза, чтобы уменьшить неподрессоренные массы подвески, перемещаемые на коробку передач

Автомобили Citroen SM, выпускавшиеся для североамериканского и европейского рынков в 1972-73 и 1974-75 годах, оснащались автоматической трехступенчатой коробкой передач фирмы Borg&Warner.

Under the hood Citroen SM

Под капотом Citroen SM

Подвеска и ходовые качества

Для своего времени Citroen SM был оснащен гидропневматической саморегулирующейся подвеской, инновационной системой усилителя руля с переменным усилием (DIRAVI) и поворотными и регулируемыми фарами, которые поворачивались вместе с рулем.

Конструкторы SM решили применить уже проверенную на модели DS гидравлическую систему, приводимую в действие насосом высокого давления. Антипробуксовочная система была основана на использовании сфер из азота на поперечных рычагах спереди и продольных рычагах сзади гидропневматической подвески.

 Lowest suspension position Citroen SM

Citroen SM — автомобиль с самым низким расположением подвески

В этой подвеске главным преимуществом стала возможность поддерживать постоянный дорожный просвет (выравнивая нагрузку на каждую шину) и изменять высоту клиренса: минимальная 60 мм, 155 мм, 175 мм, 230 мм и 255 мм. С этой функцией по-прежнему можно менять колесо без домкрата.

Highest suspension position Citroen SM

Самая высокая настройка подвески Citroen SM

Революционной разработкой стала система самоцентрирующегося рулевого управления (DIRAVI), которая автоматически возвращала рулевое колесо в исходное положение даже тогда, когда машина стояла на месте.

Тормозная система SM имела «тормозные диски по кругу» — 300 мм спереди, 256 мм сзади. Блокировка передних дисков стояночным тормозом осуществлялась с помощью двух дополнительных суппортов.

Citroen SM оснащен трехточечными ремнями безопасности на каждом из четырех сидений, а рулевая колонка регулировалась по высоте и длине.

В качестве демонстрации новых возможностей Citro*n, S M смог объединить в себе наибольшую мощность с наибольшим количеством роскоши и комфорта в переднеприводном автомобиле.

Типичные проблемы и неисправности

Хотя продажи Citroen SM начали снижаться в 1973 году из-за нефтяного кризиса, были и некоторые проблемы с техническим обслуживанием.

Трио карбюраторов Weber оказалось довольно капризным и требовало частой регулировки — ведь согласование даже двух однокамерных карбюраторов под силу только опытному специалисту, а тут таких изделий было три.

У некоторых двигателей начались проблемы уже после 60 000 км пробега (цепи ГРМ должны были периодически регулироваться вручную, о чем многие владельцы SM не знали). Механики автосервисов дилерской сети Citroen еще не были знакомы с премудростями обслуживания и ремонта ГРМ V-образных «шестёрок» довольно сложной конструкции.

Позже выяснилось, что контактные группы выключателя зажигания были ненадежны, но и это было устранено.

Обслуживание двигателя довольно специфическим способом также было сложной задачей — необходимо было привлекать не только специалистов Citron, но и специалистов Maserati. По сравнению с большинством автомобилей, Citro*n SM, казалось, требовал довольно сложного и дорогого обслуживания, которое можно было получить в любом автосервисе. Сразу же после того, как потенциальные покупатели поняли это, продажи резко упали.

Заключение

Хотя Citroën уже отметил свое 100-летие, компания сохранила ДНК своей нетрадиционной инженерии, которая отличает ее автомобили и их выдающийся дизайн от всех остальных.

Citroen SM with automatic transmission for the US market

Строгий вид Citroen SM с автоматической коробкой передач для американского рынка

Citroen SM был рожден с особой чувствительностью к высоким скоростям на длинных дистанциях. Гордость автомобильной промышленности Франции и самый технически совершенный автомобиль в мире в начале 1970-х годов. SM был примером смелости и технического безумия. Это был гений, который никогда не будет заменен.

Начиная «Project S» — проект Citroen SM – французы решились на рискованный шаг. И пусть SM не стал успешным коммерческим проектом, пусть это было отчаянно и даже безумно, но «черт возьми, месье, это было красиво!».

Citroen SM was advertised with great imagination and grace

Citroen SM рекламировали с большой изобретательностью и элегантностью

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Пежо 405 - всё про технические характеристики, двигатели, коробки, особенности и недостатки
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector