Ситроен Ксантия
Энциклопедия авто
Перед вами очередная глава рассказа об одном из самых красивых французских автомобилей с гидропневматической подвеской. Это Citroen Xantia, что в переводе с греческого означает «свет». Безусловно, светлячки и их яркий образ захватили воображение публики на целое десятилетие.
История модели
Citroёn Xantia потрясающе элегантный автомобиль. На фото лифтбек с бензиновым 2.0i ‘1993, до рестайлинга
Citroën Xantia выпускался с 1993 по 2002 год. Производством занималась группа PSA. С 2001 по 2010 год он собирался для Iran Khodro. Всего на французских предприятиях было произведено 1 528 800 единиц. Пока Citroen не прекратил производство деталей для него, сборка автомобиля осуществлялась в Иране. Стоит отметить, что SAIPA производила только лифтбеки.
Поколение 1993-1997 года выпуска
Citroёn Xantia лифтбек с турбодизелем 2.1TD ‘1993, до рестайлинга
В то время он заменил старый Citroën BX. На Женевском автосалоне 1992 года дебютировал пятидверный Berline. В 1995 году был выпущен универсал Break. Он также был пятидверным, но стал длиннее на 21,5 см и немного выше.
Citroёn Xantia Break один из красивейших универсалов в истории автомобиля. На фото Break с бензиновым 2.0 Turbo, ‘1995, до рестайлинга
Xanthia была легендарной платформой. Peugeot 406 использовал ее, но подвеска осталась неизменной.
Citroёn Xantia красив во всех цветах и ракурсах. На фото лифтбек с бензиновым 2.0i ‘1995, до рестайлинга
В 1996 году появилась еще одна версия Xantia — Dongfeng Fengshen Xietuolong XM. Автомобиль был построен на заводе Dongfeng Citroen в Гуанчжоу, Китай. Производство продолжалось недолго и закончилось в 1998 году.
Citroёn Xantia (пусть не вводит Вас в заблуждение шильдик «XM») производства КНР. Обратите внимание — на багажнике вместо «шевронов» эмблема Dongfeng Motor
- Xantia X base — самая дешевая версия с полноценными сиденьями второго ряда и наименее мощными двигателями
- Xantia SX — версия с усилителем руля, тахометром, раздельными задними сиденьями, центральным замком, электрическими передними стеклами, кондиционером
- Xantia VSX — комплектация с ABS, противотуманными фарами, электрическими зеркалами, тонированными стеклами, подушкой безопасности водителя и регулируемым по высоте сиденьем водителя
- Xantia Activa — модель высшего класса с самыми мощными двигателями, специальной гидроусилительной подвеской и кондиционером
Самая мощная и роскошная Citroёn Xantia Activa с бензиновым 3.0V6 (на фото ‘1995)
Он был запущен в 1994 году. Он не терял своей популярности до 2001 года. За этот период конвейер выпустил 18 000 Xantia Activas.
Рестайлинг 1997 года
Citroёn Xantia после рестайлинга (на фото ‘1998) с турбодизелем 2.0HDi
- Измененный капот;
- Цельная радиаторная решетка, интегрированная в капот;
- Измененные бамперы, увеличивающие длину универсала на 5 см и лифтбэка на 8 см;
- Измененные фары;
- Стоп-сигналы в заднем бампере, разделенные красным и белым цветом;
- Измененная приборная панель с округлыми элементами;
- Тканевые накладки на двери;
- Четырехспицевый руль.
Citroёn Xantia Break после рестайлинга. На фото универсал ‘1997, с бензиновым 2.0i в комплектации Exclusive
К рестайлингу добавились три новые опции — Tentation, Audace и Athena. Система ABS перенесена с версий VSX и Activa на все версии, в качестве базовой опции. Наряду с подушкой безопасности водителя, появились и боковые подушки безопасности. Эта модель оснащена датчиком дождя, «умными» стеклоочистителями и иммобилайзером, который управляется с ключа.
С начала своего выхода в 90-х и до 2002 года Xanthia добилась небывалой популярности.
Citroёn Xantia после рестайлинга. На фото лифтбек с бензиновым 2.0i в комплектации Exclusive ‘1997
- Форд Мондео;
- Ровер 600;
- Опель Вектра;
- Ниссан Праймера;
- Фольксваген Пассат.
Дизайн
Дизайнеры из Bertone, самого известного в мире ателье в Италии, разработали как интерьер, так и кузов автомобиля. Его слегка удлиненные размеры добавили еще больше пространства и стиля в интерьер и экстерьер автомобиля. года большинство хедеров оснащены измельчителями вместо косилок-плющилок. Солома измельчается в измельчителе
Citroёn Xantia в одной из самых простых комплектаций X. На фото лифтбек с бензиновым 1.8i ‘1993, до рестайлинга
- Габариты Ситроена: 4444x1755x1380 мм. Вес: 1170 кг.
- Клиренс: 160 мм.
- База: 2740 мм.
- Автомобиль Estate немного выше и на 215 мм длиннее.
Немногие универсалы могли сравниться с Xantia Break по фотогеничности! На фото Break с бензиновым 2.0 Turbo, ‘1995, до рестайлинга
Экстерьер
В Италии придумали объемный бампер с огромным количеством хрома в дополнение к оригинальному вытянутому силуэту. Немного необычно для 90-х! Для сегмента D заднее полое стекло и вытянутые фары задали действительно высокие стандарты дизайна.
«Рестайлинговый» Citroёn Xsara с турбодизелем Common Rail 2.0HDi ‘1998
В целом, Xanthia сочетала в себе нотки харизмы и благородной классики. Огромные колесные арки с 15-дюймовыми дисками усиливали солидный передок и гармонично вписывались в него. Между радиаторной решеткой и крышкой капота больше не было разделения, а крышка задней двери покато поднималась вверх.
Интерьер
Велюровый салон Xantia в «средней» комплектации SX первого года выпуска (1993)
Это был один и тот же ряд сидений в лифтбеке и универсале. Здесь есть люк, чтобы достать что-то из багажника. Он умело спрятан за подлокотником. Кроме того, сиденья складываются в пропорции 2:3, что позволяет легко перевозить крупногабаритные предметы. Таким образом, багажное отделение теперь вмещает 480 литров вместо 480. В версии Break багажное отделение также намного просторнее — оно вмещает 618 литров вещей и составляет 1,5 кубических метра при сложенных спинках сидений.
Велюровый салон позднего «рестайлингового» Citroёn Xantia Break в комплектации Athena (1999)
Ненавязчивый интерьер создавал атмосферу уюта. Классическая приборная панель с аналоговыми приборами дополнена удобно расположенными кнопками и рычагами. Регулируемая по высоте рулевая колонка и высокое сиденье водителя.
Кокпит раннего «рестайлингового» лифтбека Citroёn Xantia Activa с кожаным салоном и бензиновым 3.0V6 (1997)
Почти вся отделка салона выглядит сдержанно. Но в топовой версии она была шикарной. Превосходное качество кожи и благородные породы дерева добавили Xantia статусности.
Кожаный салон самой роскошной комплектации позднего «рестайлингового» лифтбека Citroёn Xantia Exclusive 3.0V6 (1999)
Технические характеристики
Xantia прошла тестирование Euro NCAP. В нем участвовала модель 1997 года, 1,8i Dimension, RHD. Она заслужила один балл из пяти, наравне с Rover 100 и Nissan Navara. Виной низкому баллу стали недоработки в конструкции. Они привели к тому, что при лобовом столкновении автомобиль складывался, а при боковом — пассажиры получили бы повреждения груди и головы. К чести специалистов PSA Peugeot Citroen – кузов Ксантии тут же усилили и безопасность пришла в «норму».
Двигатель и трансмиссия- бензиновый рядный четырехцилиндровый 8-клапанный XU5JP объемом 1,6 л, мощностью 90 л.с.;
- бензиновый рядный четырехцилиндровый 8-клапанный XU7 объемом 1,8 л, мощностью 103 л.с.;
- бензиновый рядный четырехцилиндровый 16-клапанный XU7J4 объемом 1,8 л, мощностью 112 л.с.;
- бензиновый рядный четырехцилиндровый 8-клапанный XU10 объемом 2 л, мощностью 121 л.с.;
- бензиновый рядный четырехцилиндровый 16-клапанный XU10J4R объемом 2 л, мощностью 135 л.с.;
- бензиновый рядный четырехцилиндровый с турбонаддувом 8-клапанный XU10TE объемом 2 л, мощностью 151 л.с.;
- дизельный вихрекамерный «атмосферный» XUD9 объемом 1,9 л, мощностью 69 л.с.;
- турбодизельный вихрекамерный XUD9TE объемом 1,9 л, мощностью 92 л.с.
Самый массовый на Citroёn Xantia двигатель — бензиновый 2.0i 16v (XU10J4/J4R)
Модификации двигателей со временем немного изменились. В 1994 году появился двигатель XU5JP объемом 1,6 л. В следующем году 2,1-литровый турбодизель XUD11ATE развивал мощность 110 л.с.
- В 1996 году появился бензиновый 3.0-литровый V6 мощностью 194 л.с. С ним «Ксюша» (как ласково прозвали модель в России) набирала сотню всего за 8.4 с!
- В 1998 году линейка двигателей пополнилась новенькими дизелями 2.0 HDi с впрыском Common Rail мощностью 90 и 110 лошадиных сил.
Практически все Xantia, включая иранские, оснащались 5-ступенчатой «механикой». Сначала «автоматические» Ксантии комплектовались АКПП ZF 4HP18 и 4HP20, а после рестайлинга модель 1998 года с 2-литровыми «бензинками» получила адаптивный 4-ступенчатый «автомат» AL4. Коробка умела снижать расход горючего и приспосабливаться к разным стилям вождения.
Citron Xantia с бензиновым двигателем объемом 2,0 л и автоматической коробкой передач ZF 4HP20 после рестайлинга (1997)
Подвеска и ходовые качества
Xanthia оснащалась гидропневматической подвеской Hydractive 2, позаимствованной у XM.
- При минимальном дорожном просвете автомобиль может быть опущен для парковки;
- Для движения по асфальту;
- Для движения по бездорожью;
- Для замены шин.
Схема гидропневматической подвески Citroën Xantia Activa (из немецкого буклета)
Гидропневматические подвески варьировались от самых простых версий до самых мощных и роскошных. Пневматическая подвеска обеспечивала потрясающую плавность и упругость хода.
Однако это была не единственная передовая технология того времени. Кроме того, автомобиль имел стабилизатор поперечной устойчивости в дополнение к системе SC. CAR. Эта фирменная разработка не только обеспечивала комфорт всех пассажиров, но и отвечала за безопасность на дороге. На резких поворотах стабилизатор усиливался в ответ на команды ЭБУ. В результате угол крена составлял максимум два градуса.
Система регулировала жесткость самой подвески в зависимости от качества дороги. Она работала в двух режимах: спортивном и режиме водителя. К сожалению, SC. CAR оказалась баснословно дорогой в обслуживании, поэтому, несмотря на ее удобство, она не стала такой популярной.
Особенности эксплуатации
Xanthia была очень экономичной. Смешанный цикл требовал от 5 до 7 литров топлива, в зависимости от типа двигателя.
Все пассажиры и водитель были обеспечены подушками безопасности, а также дополнительными балками в дверях и ремнями безопасности с преднатяжителями и ограничительными механизмами.
Типичные проблемы и неисправности
Вы удивитесь, но среди более-менее серьезных недостатков «Ксюши» оказалась её гидропневмоподвеска. Ломается она нечасто, но если уж сломалась, то далеко на ней не уедешь. Кузов начинает волочиться по асфальту или вообще приходится вызывать эвакуатор. Да и ремонт Hydractive 2 обойдется весьма дорого.
Иногда хромает электроника. Однако это случается не так часто, как в России на всех автомобилях.
Citroën Xantia SAIPA иранского производства не отличался от французского
Заключение
Xantia ругали за техническое обслуживание и ненадежность, но в то же время хвалили за красоту, уникальность и эксклюзивность. Сегодня Xantia присоединилась к небольшой группе автомобилей, о которых вспоминают в основном в положительном свете. В 2002 году она гордо покинула автомобильный рынок, уступив место новому, не менее достойному C5.