Ситроен CX
Энциклопедия авто
Несколько оригинальных, редких и классических автомобилей можно отнести к Citron модели CX, полноразмерному автомобилю бизнес-класса, выпускавшемуся с 1975 по 1991 год. Модель выпускалась в 3 типах кузова — фастбек, удлиненный фастбек (удлиненная колесная база) и универсал на удлиненной базе.
Многие истинные энтузиасты и приверженцы классических автомобилей до сих пор считают Ситроен CX настоящим «последним Ситроеном», поскольку после этого в 1975 году Citroen и Peugeot объединились в единый концерн Peugeot Societe Anonyme (официально добавлялись названия титульных марок: PSA Peugeot Citroen …. Ведь в концерне были ещё и неизвестные нам Talbot и Panhard).
История модели
В конце 20-го века Citroen был известен как производитель автомобилей, отличавшихся нетрадиционным дизайном и особым качеством исполнения. Автомобили 1960-х и 1970-х годов были особенно выделяющимися и легко узнаваемыми в этом смысле. В начале 1970-х годов была разработана новая модель с кодом «CX» в то время, когда многие компании испытывали финансовые трудности.
Как и любое любимое «дитя прогресса» Citroen CX рождался в муках. На иллюстрации лишь два из 34-х (!) вариантов будущего облика CX, из которых был выбран один единственный
В качестве прототипа новинки выступил легендарный Сітгоёп DS, выпускавшийся с 1955 по 1975 год (в течение 20 лет! ).
Благодаря своим инновациям и футуристическому дизайну он получил высокую оценку в свое время.
Предок Citroen CX — великий DS, верой и правдой служил даже Президентам Франции. На фото Citroen DS19 Шарля Де Голля
Citro*n SM, Citro*n ID и Citro*n GS — его знаковые автомобили, разработанные известным художником Робером Опроном. Помимо выбора по индексу новизны, коэффициент CX указывает на то, что CX — это автомобиль с очень хорошими аэродинамическими характеристиками (коэффициент CX равен 0,31 — рекордный показатель для того времени).
На парижском автосалоне 1974 года Citroen CX стал главной сенсацией. Он повторил успех своего «предка» DS в 1955 году
Поколение 1975 года выпуска
Яркий и современный полноразмерный автомобиль бизнес-класса Citroen CX оснащался двигателем CX 2000 (102 л.с.) или CX 2200 (112 л.с.) в зависимости от модификации. Головокружительный успех нового автомобиля вдохновил дизайнеров на создание версии CX 2400 Prestige с удлиненным кузовом и слегка приподнятой крышей. В будущем Break также появится с дизельными двигателями и универсалом.
Поколение 1981 года выпуска
Среди его новых особенностей — 3-ступенчатая автоматическая коробка передач, которая делает вождение более комфортным и безопасным. Новинка также оснащена инновационной системой впрыска топлива Bosch L-Jetronic, которая увеличивает мощность и снижает расход топлива. В 1983 году автомобиль получает систему впрыска CX Pallas IE и CX 25 RD Turbo. При этом в плане экстерьера автомобиль практически не изменился, сохранив свой «космический» стайлинг и футуристический внешний вид.
Дизайн
При первом взгляде на автомобиль создавалось впечатление, что это футуристическое транспортное средство, потому что форма была вытянутой и плавной, так что автомобиль казался похожим на ракету. Одними из самых заметных особенностей автомобиля были низкая посадка, наклонное лобовое стекло и футуристический интерьер, в частности, форма приборной панели. Вот некоторые из особенностей автомобиля:
- Опущенный капот,
- Одна щетка стеклоочистителя,
- Слегка вогнутое внутрь заднее стекло для снижения загрязнения.
Citroen CX напоминает стартующую ракету. В самом деле — уровень фото строго горизонтальный, но автомобиль незримо рвётся вверх!
Модель C X была исполнена совершенства и продуманности, поэтому в момент ее выпуска она сразу же привлекла внимание многих ценителей тогдашней моды.
Экстерьер
В сравнении с «классическими» автомобилями 60-х годов, которые имели округлые формы, Citroen CX стал весьма узнаваемым, поэтому активно привлекал к себе внимание со стороны окружающих. Модель выпускалась в кузове «седан» с обычной и удлиненной версией Prestige, а также «универсал», с тремя рядами сидений и вместительным багажником. При этом удлиненный седан «Престиж» часто предназначался для представительных поездок директоров и президентов успешных компаний.
Citroen CX Break универсал такой же футуристичный, как и фастбэк
Интерьер
В Citroen CX был просторный салон, а также хорошее освещение из-за большой площади остекления. Однако интерьер был необычным, так как приборная панель была выполнена в космическом стиле, со странными индикаторами, а спидометр вращался. Особенно впечатляло односпицевое рулевое колесо, подчеркивающее космический дизайн руля, который напомнил мне космический корабль.
- Тахометр и спидометр в двух квадратных окошках;
- Пепельница в форме сферы, расположенная над радиоприемником;
- Вещевой отсек с наворотами;
- Расположение отражателей воздухозаборников на торпедных стрелах.
Не смотря на явную футуристичность и авангард — приборная панель и кокпит Citroen CX не только не вызывали отторжения, но даже нравились публике, быстро снискав десятки тысяч фанатов, остающихся таковыми до сих пор
Удобное расположение фар и звуковых сигналов повысило безопасность во всех отношениях. Управление стеклоочистителями и стеклоомывателями осуществлялось с помощью подрулевых лепестков, установленных на рулевой колонке.
Технические характеристики
Хотя модель яркая и узнаваемая, она имеет преимущество не только с точки зрения дизайна, ведь технически автомобиль был вершиной практичности в то время. гарантирует отличную езду здесь впервые. Высоту кузова также можно было регулировать, что приводило к значительному уменьшению дорожного просвета при движении на высокой скорости. При необходимости преодоления неровности клиренс автоматически увеличивался. В целом, подвеска Citroen CX очень хорошо проработана вплоть до мельчайших деталей.
В рамках качественных изменений была внедрена система рулевого управления Vari-Power. Она была основана на зависимости усилия на руле от скорости автомобиля, что делало управление более безопасным на высоких скоростях. Хотя усилитель руля лишал водителя обратной связи, автомобиль по-прежнему обеспечивал комфортную езду на дальние расстояния благодаря снижению уровня усталости.
Двигатель и трансмиссия
Первоначальные планы предусматривали использование роторного и довольно компактного двигателя GS Birotor для приведения в движение этого автомобиля. Для начала мы были ограничены двигателем внутреннего сгорания модели DS мощностью 102 л.с. (2,0 л).
- Бензиновый, объемом в 2,2 л и мощностью в 112 л.с.; расход топлива — 10,5 л/100 км.
- Дизельный Peugeot-Indenor, объемом в 2,2 л; мощность в 66 л.с.; расход топлива — 6,4 л/100 км.
В результате применения системы впрыска Bosch L-Jetronic мощность двигателя GTi увеличилась до 128 лошадиных сил.
Бензиновый двигатель Citroen CX 2.5 Turbo GTi
Подвеска и ходовые качества
Citro*n CX построен на основе жесткой рамы, прикрепленной 16 фланцами к основному кузову. Для создания пространственной жесткости самого кузова передние крылья с самого начала были приварены к лонжеронам.
Плавность хода достигалась за счет уникальной гидропневматической подвески, состоящей из 6 сфер. Обе сферы имели нижнюю камеру, в которой находилась гидравлическая жидкость LHM, и верхнюю камеру, в которой находилась сжатая газовая смесь азота. Сферы были разделены цилиндром и эластичной мембраной, что делало подвеску чрезвычайно устойчивой к статическим и динамическим нагрузкам.
Эта подвеска смогла эффективно поглощать различные неровности дорожного покрытия, что качественно улучшило качество езды. В результате гибких креплений подвески автомобиль имеет низкий уровень шумового воздействия. Знаменитая английская компания Rolls-Royce лицензировала этот тип подвески компании Citro*n для автомобиля Silver Shadow.
Особенности эксплуатации
В свое время Citron C X получил отличные отзывы от автовладельцев, поскольку предлагал удобное расположение органов управления и контроля. Благодаря эргономичным сиденьям водитель мог вести машину в течение длительного времени, не чувствуя усталости, что делало автомобиль особенно полезным при поездках на дальние расстояния.
Типичные проблемы и неисправности
Несмотря на качество исполнения, автомобиль не был лишен некоторых недостатков, к которым можно отнести следующее:
- Сложное расположение узлов подвески и шасси, затрудняющее обслуживание и требующее специального оборудования;
- Быстрое появление коррозии кузова на первых автомобилях, выпущенных до 1982 года (впоследствии был применен метод оцинковки кузова, что устранило проблему).
Заключение
Авангардный «космический» дизайн автомобиля, а также удачное сочетание технических и эксплуатационных характеристик позволили данной модели продержаться в производстве целых 16 лет, что наилучшим образом подтверждает удачную разработку. Дизайнеру Роберу Опрону удалось придать CX силуэт модели будущего, вследствие чего в течение длительного периода времени, без особых изменений, автомобилю удалось сохранять актуальность концептуального дизайна.
Citroen CX собирались также в Чили и Испании, помимо Франции. Благодаря своему статусу классического бренда сегодня он представляет особый интерес для коллекционеров и клиентов, интересующихся европейскими автомобилями. В общей сложности за 27-летний период производства было выпущено более 1,1 миллиона экземпляров автомобилей. Несмотря на то, что выпуск этих автомобилей был прекращен в 1991 году, их и сегодня можно увидеть на европейских дорогах.