Реальный ресурс цепи ГРМ или, сколько ходит цепной привод двигателя?
Autoremonty.ru

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Реальный ресурс цепи ГРМ или, сколько ходит цепной привод двигателя?

Реальный ресурс цепи ГРМ или, сколько ходит цепной привод двигателя?

Каждый автомобилист хотя бы раз в жизни был свидетелем и, скорее всего, слышал, для чего нужна цепь ГРМ автомобильного двигателя. Для тех, кто впервые в жизни столкнулся с таким понятием, как цепь ГРМ, поясним, что цепь ГРМ — это ключевая деталь, которая предназначена для соединения коленчатого и распределительного валов двигателя друг с другом, приводя их в движение. В некоторых типах силовых агрегатов в цепи ГРМ могут использоваться двойные распределительные валы, например, в 16-клапанной системе ГРМ DOHC.

Как известно, любой автомобиль приводится в движение коленчатым валом, который «толкают» поршни двигателя. Что касается распределительного вала, то его функция заключается в открытии клапанов силовой установки, причем в нужной последовательности, для подачи смеси топлива и отработавших газов из камер сгорания цилиндров. Что касается цепной и ременной передач, то их общая задача — взаимодействие компонентов привода путем их соединения друг с другом.

Кроме того, некоторые владельцы считают, что цепной привод ненадежен, дорог в обслуживании и непрактичен из-за сложности диагностики растяжения и износа. Однако так ли это? Почему же тогда подавляющее большинство автопроизводителей в последние годы так активно стали оснащать свои автомобили цепной передачей? Это говорит о том, что цепь ГРМ не так плоха, как о ней говорят. Надежность цепи ГРМ, как и производительность двигателя, необходимо определять, рассматривая ее преимущества и недостатки, о которых мы расскажем в нашей статье.

1. ОСОБЕННОСТИ, ИНТЕРВАЛЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И СЛАБЫЕ МЕСТА ЦЕПИ ПРИВОДА ГРМ

Сразу отметим, что основное различие между цепью и ремнем ГРМ двигателя заключается в типе используемого материала и расположении движущей части в силовой установке. Цепь ГРМ конструктивно обычно располагается внутри двигателя, а ремень ГРМ, наоборот, находится снаружи двигателя под специальным кожухом. Кроме того, цепь всегда работает в смазке, это то же моторное масло, причем высокого качества, и ремень не требуется. Этот момент также является важным отличием деталей привода.

Читайте так же:
8NR-FTS 1. 2 D-4T 115/116 л. с - двигатель Тойота Аурис/Королла/C-HR. Характеристики, надежность, поломки, плюсы и минусы

По мнению автомехаников, цепь ГРМ по надежности считается лучше, чем ремень привода ГРМ двигателя. Эксперты утверждают, что самым сильным местом цепи является материал, из которого она изготовлена, то есть металл, безусловно, прочнее и практичнее, чем химический каучук-полимер или тканевые волокна в ременном приводе. Однако почему же некоторых автопроизводителей до сих пор не устраивает цепь ГРМ и они не устанавливают ее на свои автомобили, а устанавливают устаревшие ремни? Ответ на этот вопрос кроется в недостатках цепной системы привода ГРМ двигателя.

Цепь привода газораспределительного механизма двигателя слабая:

Высокий уровень шума при работе: это один из основных недостатков цепной системы ГРМ. Новый и идеально отрегулированный двигатель с цепью все равно будет работать шумнее, чем с ремнем. Из-за материала звездочек и цепи невозможно избежать шума, возникающего при движении металлической цепи. Однако с ремнями ГРМ все обстоит совершенно иначе.

Конструктивные особенности: иногда они играют не в пользу цепи ГРМ, так как некоторые автопроизводители, ради все той же бесшумности и компактности (для справки: ременный двигатель на 10-15% меньше цепного), не имеют права устанавливать цепной привод, выполненный из металлических звеньев, который, в отличие от ремня, проходит внутри двигателя. Кроме того, некоторые автопроизводители для своих автомобилей используют силовые агрегаты, которые просто конструктивно не могут быть оснащены цепным приводом, поэтому отказываются от цепей в пользу ремня, который проходит снаружи двигателя и вращается как бы в воздухе.

Неэффективный захват звеньев: во время движения цепи по шестерням вала, как распредвала, так и коленвала, по сравнению с ремнем, что является доказанным фактом. Дело в том, что шестерни цепной системы ГРМ имеют широкие планки для зацепления, а зубья цепи к тому же всегда находятся в смазке, что уменьшает цепляние деталей двигателя друг к другу. Однако нельзя утверждать, что цепь совсем не работает — это не так, ведь она вполне нормально входит в зацепление, благодаря наличию в ее структуре двух рядов зубьев. Если сравнивать цепь и ремень ГРМ, то, как утверждают автомеханики, первый элемент все же гораздо быстрее перескакивает через зуб шестерни, чем гибкий компонент двигателя.

Читайте так же:
ЗМЗ 409 (40906) 2. 7 MPI 135 л. с - двигатель УАЗ Патриот и УАЗ Хантер. Ресурс, характеристики, болячки и обслуживание

Натяжение: наряду с проскакиванием является очень серьезной проблемой для системы цепного привода ГРМ двигателя. Как мы уже знаем, ремень ГРМ — гибкий компонент, который можно легко согнуть и отрегулировать при необходимости, но цепь находится внутри двигателя, в смазке, что значительно затрудняет ее натяжение, то есть выравнивание по натяжению.

Диагностика: также не является сильной стороной цепного привода, так как его гораздо сложнее проверить на износ, в отличие от ремня. Из-за этого иногда случаются ситуации, когда недосмотренный компонент двигателя рвется при сильном износе и происходит «дружеская» встреча клапанов с поршнями, а это уже приводит, как ни странно, к капитальному ремонту силовой установки.

Кроме того, некоторые специалисты по обслуживанию и ремонту автомобилей утверждают, что цепной механизм сложнее менять, так как необходимо разобрать почти половину двигателя. Что касается ременной передачи, то для ее замены достаточно открутить защитный кожух, снять старый ремень и установить новый. Но следует учесть, что ремень нужно обновлять как минимум в 3-4 раза чаще, чем цепь.

Обратите внимание, что срок службы цепи напрямую зависит от моторного масла, в котором работает этот компонент двигателя. Как известно, цепь функционирует внутри силовой установки, поэтому чем лучше она смазана, тем дольше будет срок ее службы. На цепной механизм положительно влияет частая замена моторного масла, так как благодаря этим действиям мы удаляем из двигателя ненужный мусор в виде песка и всевозможной грязи, которые ускоряют поломку, а также изнашивают систему ГРМ. Новое моторное масло помогает поршням лучше скользить, что обеспечивает снятие излишней нагрузки с цепной передачи автомобиля.

Чтобы увеличить ресурс цепи ГРМ и ее элементов, достаточно заменить моторное масло на несколько тысяч километров раньше рекомендованного производителем срока. Производители автомобилей рекомендуют заменять моторное масло каждые 15 тыс. км, но делать это нужно уже на 13-14 тыс. км, а в идеале — на 9-10 тыс. км. Если вы будете соблюдать правила обслуживания цепного механизма вашего двигателя, цепь будет служить верой и правдой гораздо дольше.

Читайте так же:
1NZ-FE 1. 5 MPI 105/110/115 л. с - двигатель Тойота Ярис/Аурис/Королла. Характеристики, обслуживание, поломки, плюсы и минусы

2. РЕАЛЬНАЯ РАБОТА ЦЕПИ ГРМ АТМОСФЕРНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ДВИГАТЕЛЯ С ТУРБОНАДДУВОМ

Цепной привод ГРМ устанавливается как на атмосферные двигатели, так и на двигатели с турбонаддувом. Что касается простых, атмосферных силовых агрегатов, то здесь нет никакой конкретной информации, которая касалась бы точных сроков замены цепи. Может ли она быть вечной? К сожалению, ничего вечного, как и постоянного в этом мире нет. Однако, по словам некоторых автопроизводителей автомобилей с атмосферными моторами, ресурс цепи ГРМ, как правило, не ограничен, то есть закладывается на весь срок эксплуатации двигателя, а это не много, не мало, примерно 250-350 тысяч километров пробега в среднем. Хотя полностью игнорировать цепь не стоит, но это не значит, что за ней не надо следить.

По мнению автомехаников, если автомобиль пробежал 160-200 тысяч километров, то автовладелец уже должен прислушаться к работе двигателя на предмет излишнего шума, вибрации и биения. Если есть эти неприятные симптомы, то следует провести более тщательную диагностику цепного механизма и при необходимости подтянуть цепь или заменить деталь на новую.

Цепной привод атмосферного двигателя чаще всего диагностируется по наличию шума при работе, а не по определенному пробегу. Из-за этого срок службы цепи довольно сильно варьируется от производителя к производителю и от владельца к владельцу. Однако существует определенный алгоритм расчета примерного ресурса двигателя цепного привода, который гласит, что если автомобиль обслуживается каждые 15 тысяч километров, то в этом случае цепь будет работать в оптимальном режиме 160-170 тысяч километров, а если автомобиль обслуживается каждые 10-12 тысяч километров, то цепь способна нормально работать до 300 тысяч километров пробега.

Таким образом, если мы постоянно следим за своим автомобилем и не ленимся проводить техническое обслуживание, как можно чаще, то можно с уверенностью сказать, что цепной механизм будет последним узлом в двигателе, который мы будем менять. Но не все так радужно с турбированными двигателями, особенно от Volkswagen и его моторами «TSI» и «TFSI», в которых цепь действительно слабая, но это касается в основном силовых агрегатов объемом 1,2 и 1,4 литра.

Читайте так же:
ЗМЗ ПРО 409 (409051) 2. 7 MPI 150 л. с - двигатель УАЗ Патриот и УАЗ Профи. Характеристики, расход, поломки, отзывы, плюсы и минусы

Когда речь идет о турбокомпрессорах, у них есть свои особые правила и законы. Как известно, двигатели с турбонаддувом обладают большим крутящим моментом и мощностью, поэтому они мощнее своих атмосферных аналогов. Цепной механизм в таких двигателях имеет другой срок службы, который обычно короче.

Основной проблемой двигателей с турбонаддувом является вытягивание цепи, в результате чего она просто перескакивает на один палец, и силовой агрегат перестает функционировать должным образом. Косвенными симптомами, указывающими на проблему с цепью ГРМ в двигателях с турбонаддувом, являются повышенный расход масла и топлива и рывки силовой установки с потерей тяги. В самом крайнем случае двигатель просто перестает запускаться.

Проблемы с растяжением цепи особенно характерны для двигателей VAG объемом 1,2 и 1,4 л с маркировкой TSI. В этих двигателях конструкторы допустили серьезную конструктивную ошибку, которая соответствует ширине листа цепи. По какой-то причине ширина цепи в этих двигателях оказалась очень узкой.

Владельцы автомобилей с двигателями 1.2 и 1.4 TSI первого года выпуска получили «подарки» в виде быстрой замены цепи. Для двигателей 1.2 TSI эти замены завершались уже на 30 тысячах километров, а для двигателей 1.4 TSI мощностью 122 лошадиные силы — на 70-80 тысячах километров. Кроме того, не были забыты двигатели 1.8 и 2.0 TSI, у которых замена цепей производилась примерно на 110-120 тысячах километров.

Как мы понимаем, вышеупомянутый пробег очень трудно назвать большим, даже для современных автомобилей, которые сплошь и рядом делаются маркетологами, то есть одноразовыми. Вот, представим себе ремень ГРМ в условиях двигателя с турбонаддувом. Через 10-15 тысяч километров пробега ремень, скорее всего, износится.

Для справки отметим, что если отбросить недоработанные двигатели TSI и TFSI первых лет выпуска и проанализировать нормальные турбомоторы, то окажется, что средний ресурс цепи составляет около 150-170 тысяч километров и не более того. Но это все же приблизительные цифры, а вообще нужно читать регламенты производителей, где четко прописан срок службы и периодичность обслуживания турбированного двигателя.

Читайте так же:
Памятка Зимняя эксплуатация владельцу автомобиля Peugeot

Для справки отметим, что в случае обнаружения посторонних звуков от цепи ГРМ во время работы двигателя, рекомендуется незамедлительно обратиться на СТО для тщательного осмотра детали механизма ГРМ и ее возможной замены. Таким образом, если у нас атмосферный мотор, то за цепной привод можно особо не переживать, ведь пробег таких механизмов составляет в среднем около 300 тысяч километров, а вот турбомоторы — это, в какой-то степени, кот на дыбе, он может повести себя хорошо, а может и нет.

Автомобиль, оснащенный цепью привода ГРМ, можно правильно обслуживать и эксплуатировать без разрыва или растяжения цепи, за исключением конструктивно неисправных двигателей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector