Компрессия в двигателе и степень сжатия: что надо знать
Autoremonty.ru

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Компрессия в двигателе и степень сжатия: что надо знать

Компрессия в двигателе и степень сжатия: что полезно знать

Компрессометр для двигателя

Лайфхаки

Эти слова часто слышны в гаражных курилках и ремзонах сервисных станций. Понятиями «компрессия» и «степень сжатия» легко жонглируют водители и инженеры. А всегда ли правильно употребляют эти термины? Что это вообще такое? Чем эти величины могут быть нам с Вами полезны?

The mechanic thinks

Определимся с терминами

Компрессия – это значение максимального давления воздуха в камере сгорания неработающего двигателя, которое развивается в конце такта сжатия. В нынешнее время величина измеряется в Барах (бар), Атмосферах (ат, атм) и Паскалях (Па), а раньше – в килограммах силы на квадратный сантиметр (кг/см2) и фунтах на квадратный дюйм (psi, ksi). Измерение компрессии – очень эффективный способ исследования, а полученное её значение – важный диагностический показатель «здоровья» мотора.

Коэффициент сжатия — это строго инженерная, расчетная характеристика. Эта величина представляет собой коэффициент между объемом цилиндра, когда поршень находится в нижней мертвой точке (НМТ), и остальным объемом цилиндра (включая объем камеры сгорания) в верхней мертвой точке (ВМТ). Степень сжатия — это просто то, насколько сильно сжимается газ (включая топливно-воздушную смесь) перед поступлением в цилиндр во время хода поршня.

Компрессия зависит от степени сжатия, но не наоборот. Измерение давления увеличивается при более высокой степени сжатия. Изменяя или анализируя эти внешние факторы, можно либо обнаружить источник проблемы, либо определить, что ее вообще не существует.

  • СЖ = 5.6 (двигателя ГАЗ-11 грузовика ГАЗ-51) – А-66;
  • 5 («Волга» Газ-21) – А70-А72;
  • 0 (МЗМА-408 «Москвичей» 403 и 408) – А72-А76;
  • 5 (ВАЗ-2101) – АИ-92;
  • 0 («атмосферный» двигатель EP6 легковых Mini One, Peugeot 308 и Citroen C4) – АИ-95;
  • 0 и выше (Mazda Skyactive и т.п.) – АИ-98.

Если двигатель современной конструкции, то взаимосвязь между этими параметрами может отсутствовать благодаря «продвинутым» технологиям смешения, зажигания и сгорания топлива, как и компьютерному управлению, позволяющему менять настройки в широких пределах. Наличие турбонаддува подразумевает эксплуатацию на бензине с октановым числом не ниже АИ-95-98, а если «92-й» и упомянут в числе разрешённых, то только высококачественный, т.к. контрафактный станет для турбомотора смертельным ядом.

Как проверить компрессию в двигателе

При замерах обычно придерживаются следующего регламента: двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры (не всегда), демонтирован воздушный фильтр и/или отсоединен блок дроссельной заслонки (если это возможно), либо дроссельная заслонка обязана быть полностью открытой, при наличии карбюратора – полностью открыта воздушная заслонка, вывернуты свечи зажигания (у дизелей – свечи накаливания) из всех цилиндров. Разумеется, для правильного проведения мероприятия, газораспределительный механизм обязан быть правильно отрегулирован (как минимум: метки находиться на своих местах, «перескоки» отсутствовать, а натяжители и их «башмаки» иметь нормальный износ) стартёр должен быть исправен, а АКБ – полностью заряжена.

Compressometer of simple design

Пример простейшего сжатия

Компрессометры – приборы для замера компрессии. Их конструктивное исполнение и дизайн могут сильно отличаться, как и цена – от «косаря» за простейшее изделие мануфактурного производства до сотни тысяч рублей за профессиональный диагностический прибор с множеством дополнительных функций. Но принцип действия у всех – один и тот же.

Sophisticated device with a compressometer function

Диагностический прибор с функцией измерения компрессии двигателя и обнаружения утечек

Обычно у компрессометров имеется наконечник, герметично присоединяемый к свечному отверстию и манометр «с памятью» и обратным клапаном. «Память» манометру нужна для фиксирования («запоминания») максимального давления, развиваемого в течение десятка оборотов коленчатого вала. После присоединения наконечника нужно повернуть ключ зажигания и с помощью стартёра дать мотору сделать около десятка оборотов. На циферблате (или дисплее) прибора мы увидим величину компрессии в данном цилиндре. «Для чистоты эксперимента» замеры необходимо провести 3-5 раз, после чего внести в таблицу среднее арифметическое значение.

Compression measurement process

Измерение сжатия в цилиндрах двигателя

А какая компрессия должна быть?

«Цифры показывают, как управляется мир» (Иоганн Вольфганг Гёте)

При измерении компрессии на двигателях разных марок и моделей мы получим разные значения для каждого двигателя. Это нормально, поскольку, как минимум, они будут иметь разную степень сжатия.

  • Двигатель МЗМА-408 («Москвич-403-408») – 8.0 бар;
  • Двигатель ВАЗ-2101 («Жигули-копейка») – 10.5 бар;
  • Двигатель TU3JP (Citroen Berlingo First) – 11.3 бар;
  • Двигатель EW10A (Peugeot 407) – 12.8 бар;
  • Двигатель EP6C (Mini One) – 13.5 бар.

Эти цифры разрушают одно из опасных предубеждений, давно циркулирующих в водительских кругах, что значение компрессии численно как-то взаимосвязано со степенью сжатия мотора. Как видите – взаимосвязи нет: у одного двигателя со степенью сжатия 7.0 нормальная компрессия от 7.5 до 9.5 бар, а у другого, со СЖ = 11.0, диапазон «здоровой» компрессии от 12.0 до 14.0 бар.

Величина компрессии двигателя изменяется в течение срока службы двигателя.

У «молодого», только что сошедшего с конвейера движка компрессия может составлять 8.0 – 10.0 бар, когда он «обкатался» и все его детали приработались друг к другу – 12.0 – 14.0 бар, а когда ресурс подходит к концу и на одометре более 200000 км пробега, компрессометр покажет 7.0 — 9.0 бар с тенденцией к дальнейшему снижению давления, что укажет на близкий к критическому износ цилиндро-поршневой группы, сёдел клапанов и их направляющих. Это – нормальные значения при естественном износе двигателя. Но основной задачей измерения компрессии является выявление «болезней» мотора на ранних стадиях.

Главный индикатор «здоровья» двигателя, содержащийся в ряду значений компрессии в каждом из цилиндров — их нахождение в узком диапазоне 2 бар. Иначе говоря: разница более 2 бар между наименьшим и наибольшим значениями компрессии среди цилиндров одного двигателя является критической и однозначно указывает на неисправность!

Также следует «бить тревогу», если, например: в трёх цилиндрах мотора компрессометр показал 12.3 — 12.6 бар, а в четвёртом – 11.5 бар. Такое «рассогласование» значений сигнализирует о наличии какого-то изъяна.

Seizure on the cylinder mirror

Задиры на зеркале — частая причина потери компрессии в одном из цилиндров

Если давление в конце такта сжатия одного из цилиндров двигателя явно ниже общего ряда значений, для «уточнения диагноза» и «выписки рецепта» воспользуемся знакомым ещё со времён «Побед» и «ЗиСов», простейшим методом: в «подозрительный» цилиндр через отверстие для свечи вливаем примерно 30-50 мл моторного масла, после чего, снова измеряем компрессию.

Если давление явно возросло, это сигнал о негерметичности поршневых колец.

Piston rings have lost their tightness

Маслосъёмные кольца «залегли»

Высока вероятность того, что клапаны и поршень треснули, поршень прогорел, седло клапана выпало, или прокладка головки протекает.

Cracked valve disc

Трещины клапанов

Компрессия может быть как меньше, так и больше нормы.

Слишком высокое в одном из цилиндров относительно других давление говорит о повышенном количестве нагара на тарелках клапанов, днище поршня и стенках камеры сгорания. Это может быть следствием изношенных маслосъёмных колпачков и направляющих втулок клапанов, «залегших» поршневых колец и критического износа зеркала цилиндра.

Carbon deposits on the piston

Слой копоти на нижней стороне поршня

Более глубокими причинами таких повреждений могут быть слишком большой пробег между сервисными интервалами, использование неподходящего или контрафактного моторного масла, работа на низкосортном топливе, несвоевременная замена свечей зажигания, неправильная установка зазора, использование дешевых или контрафактных компонентов зажигания и фильтров. Компрессия увеличивается в результате того, что накопленные отложения уменьшают объем камеры сгорания, что увеличивает степень сжатия и, следовательно, давление.

Замер компрессии в двигателе: для профи и любителей

Изделие похожего назначения входит в состав «вооружения» профессиональных компрессометров. Однако дорогие приборы могут позволить себе далеко не все СТОА, а описываемое приспособление может создать даже обычный гаражный автолюбитель.

Дизайн изделия базовый:

  • Резиновый шланг, внутренний диаметр 14 мм, длина около 3-4 м;
  • Резиновый вентиль для бескамерных шин;
  • Винтовые зажимы подходящего диаметра;
  • Электрический накачиватель шин (чем мощнее и производительнее, тем лучше).

В одном из старых журналов «За рулём» для похожего изделия предлагалось взять металлический корпус вышедшей из строя свечи зажигания с извлечённым изолятором центрального электрода, и приварить (или припаять) к нему нужного диаметра стальную трубку, превратив в штуцер.

Приспособление собирается следующим образом … Штуцер (фитинг) присоединяется к шлангу и соединение фиксируется хомутом. От резинового корпуса вентиля острым ножом отрезается грибовидная «шляпка». Получившийся штуцер диаметром около 15 мм вставляется в противоположную часть шланга и соединение фиксируется хомутом. Штуцер герметично вкручивается в свечное отверстие ГБЦ исследуемого цилиндра. Вентиль присоединяется к насосу. Приспособление готово к работе.

Что происходит после измерения компрессии. Во время тестирования поршень исследуемого цилиндра располагается в момент зажигания, при этом все клапаны закрыты. Выньте масляный щуп и открутите крышку расширительного бачка системы охлаждения. Если щуп на двигателе отсутствует, открутите крышку маслозаливной горловины. Включите электрический насос. Если его нет под рукой, можно использовать ножной шинный насос и заручиться помощью помощника. В цилиндры двигателя начнет закачиваться воздух. Затем с помощью уха можно определить источник утечки давления из камеры сгорания:

  • Если шипение воздуха исходит из выхлопной трубы, вероятной проблемой является утечка, трещина или прогоревший выпускной клапан;
  • Если шипение воздуха исходит из впускного коллектора, проблема во впускных клапанах;
  • Если воздух исходит из отверстия щупа, которое можно проверить мыльной водой или воздушным шариком, от протекающих поршневых колец до прогоревшего поршня;
  • Если в расширительном бачке видна «газировка» (выделение пузырьков), а при накрытии горловины ладонью ощущается давление воздуха изнутри – воздух поступает в рубашку охлаждения двигателя через прогоревшую прокладку ГБЦ.

Предложенное приспособление и проверка двигателя с его помощью помогают с большой долей точности выявить характер неисправности, не прибегая к «располовиниванию» двигателя.

В качестве эпилога к рассказу о компрессии мы хотим заострить ваше внимание на большой пользе этой характеристики: получив ее значение, появляется прекрасная возможность диагностировать двигатель без применения дорогостоящего высокотехнологичного оборудования и сложной деликатной разборки двигателя. Периодический замер компрессии на СТО или в домашних условиях очень полезен не только как инструмент для обеспечения долгой и безаварийной жизни вашего двигателя и всего автомобиля, но и как способ сэкономить ваши финансовые средства, а главное, нервы.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Пежо Трэвеллер - всё про технические характеристики, двигатели, коробки, особенности и недостатки
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector