Как правильно выбрать, рассчитать и поменять тормозную жидкость
Autoremonty.ru

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Как правильно выбрать, рассчитать и поменять тормозную жидкость

Тормозная жидкость: как правильно выбрать

Лайфхаки

Тормозная жидкость – главная в автомобиле! От её качества и состояния напрямую зависит самое важное свойство автомобиля – его безопасность. А, значит – наша с вами жизнь. Какие-либо капризы, «хотелки», предубеждения и желание сэкономить в деле выбора и применения, как минимум – неуместны. В этой статье мы расскажем вам – как выбрать тормозную жидкость для автомобиля, какие ТЖ бывают «в природе», какими свойствами они обладают и чем отличаются, какие обозначения и символы можно увидеть на флаконах с ТЖ, на какие из них нам следует обращать самое пристальное внимание, а на какие – не обращать никакого.

Что такое тормозная жидкость

Немного истории

Тормозную жидкость, как готовое изделие, советские шоферы узнали во время Великой Отечественной Войны, когда по ленд-лизу в СССР было привезено большое количество современных транспортных средств с гидравлической системой тормозов. Так, вместе с легендарными «Студебеккерами» везли нарядные канистры со спиртоглицериновой смесью для гидросистемы их тормозов. Разумеется, в основном к нам ехали грузовики, в которых остро нуждалась Красная Армия.

 Prepared for shipment to the USSR, Studebaker US6 chassis

Подготовленные для отправки в СССР шасси Studebaker US6 для установки на них «Катюш» БМ-13

Однако и современные легковые машины в небольших количествах тоже загружались на борт транспортных судов, отправлявшихся из Америки и Англии в Россию. В некогда очень известном фильме «Счастливый рейс» («Машина 22-12») 1949 г. с Николаем Крючковым и Михаилом Жаровым в главных ролях (между прочим – отъявленными автомобилистами), начальник автоколонны, отчитывая шофёра, так и говорит: — «Может тебе «Паккард» выдать или «Линкольн» с собачкой?». Американские иномарки не были такой уж большой редкостью в автопарках столичных автоколонн.

Gas station in Moscow 1947

На фото Наума Грановского 1947 года — московская АЗС и Ford De Luxe Sedan ‘1941, скорее всего поступивший в СССР по ленд-лизу

Однако первыми о ТЖ узнали отнюдь не водители, а лётно-технический состав ВВС РККА. Гидравлика широко начала применяться в нашей авиации с конца 30-х годов для уборки и выпуска шасси самолётов, хвостового колеса, закрылков и тормозов. Смесь готовили механики прямо на аэродроме. Например, в техническом наставлении по истребителю Ла-7 прямо указано, что «гидросистема заполняется смесью глицерина со спиртом следующего состава: для лета — 30% спирта и 70% глицерина, для зимы— 50% спирта и 50% глицерина по объему». В фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» есть эпический фрагмент с приготовлением спиртного напитка «Ликёр шасси», как раз из такой жидкости.

Fragment from the film "Chronicle of a Dive Bomber"

Знаменитый фрагмент с «Ликёром шасси» из фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика»

Готовые растворы для тормозов в то время у нас не прижились. Для автомобилей её получали, смешивая касторовое масло с бутиловым спиртом (C4H9OH) в пропорции 50/50 по ТУ МХП СССР 1608-47. Причём, в примечаниях (пример: инструкция на «Москвич – 402» 1956 г.) указывалась возможность замены бутанола «другим спиртом, например этиловым (винным) или изобутиловым». Такая практика продолжалась до 60-х годов, когда уже почти 100% парка автомашин стали оснащаться гидравлическими тормозами, и выпуск тормозной жидкости принял промышленные масштабы. Так появились «красная» БСК – раствор по описанному выше рецепту, и «жёлтая» ЭСК – 60% касторки и 40% этилового спирта (C2H5OH). При всех плюсах (нулевая гигроскопичность, идеальные смазывающие свойства), эти «жижи» вскипали при 100-110°С, из-за чего подходили только для маломощных и медленных транспортных средств.

 Car parking in Luzhniki. Moscow. 1956

1956. Автомобильная стоянка в Лужниках. Для таких автомобилей тормозной жидкости «50/50: касторка + спирт» было вполне достаточно

«Революцию» в судьбе отечественных тормозных жидкостей совершило открытие Волжского Автозавода в Тольятти. Для «Жигулей», созданных по ФИАТовским лекалам, требовались современные высококипящие ТЖ на гликолевой основе. Какое-то время их поставляли из Италии, и вскоре было создано производство советского аналога ГТЖ-22 и -22М (ТУ 6-01-787–75). Состав тормозной жидкости: диэтиленгликоль (66%), этилкарбитол (32%), этилцеллозольв (3%), антикоррозионные и прочие присадки. Смесь получилась страшно ядовитой, начались тяжёлые отравления «по старой памяти» пытавшихся употребить её внутрь шоферов. Её быстро заменили «Невой», а затем «Томью», которые в какой-то мере отвечали международным стандартам DOT 1 и DOT 2.

Lada 1200 Zhiguli

Автомобиль ВАЗ 2101, появившийся в 1970 году, коренным образом реформировал советскую автомобильную промышленность

Ни в Советском Союзе, ни в современной России никогда не существовало ГОСТа на автомобильный мазут. Единственное, что приближалось к международным стандартам DOT и принятым на международном уровне американским стандартам — это отраслевые спецификации.

Состав тормозной жидкости

Современные тормозные жидкости состоят из трёх основных компонентов: основы, растворителя и пакета присадок. Основой являются полигликоли – синтетические химические вещества, от которых зависят смазочные свойства «эликсира» для тормозов, составляющие около 20% объёмной доли. Недостаток полигликолей – высокая вязкость. Поэтому для придания смеси необходимой текучести в ней присутствует растворитель, состоящий из полигликолевых эфиров и сложных эфиров борной кислоты, занимающий до 80-85%.

Важно! Именно процентное соотношение основы к растворителю прямо влияет на соответствие тормозной жидкости Class 4 или Class 6. Оставшиеся 2-5% — пакет присадок, в котором антикоррозионные добавки, антиоксиданты и противовспенивающие ингредиенты.

Точный рецепт является секретом каждого производителя, однако «свободы творчества» здесь не наблюдается, так как соответствие международным стандартам контролируется независимыми автоклубами и обществами потребителей крайне строго, ведь это продукт, от которого напрямую зависит безопасность.

Какие бывают тормозные жидкости

Стандарты, термины и обозначения

DOT — аббревиатура от «United States Department of Transportation» (альтернативное название: USDOT), что в переводе на русский – департамент правительства США, занимающийся вопросами транспортной безопасности. Он впервые разработал список требований к тормозным жидкостям, систематизировал их, и ввел обозначения классов в стандарте FMVSS №116. Эти классы получили наименования и маркировку DOT 2, DOT 3, и др. Впоследствии эту классификацию приняли во всём мире для классификации ТЖ.

I SO — Международная организация по стандартизации приняла стандарт ISO 4925:2005, который вводит дополнительные обозначения и маркировки (Класс 3, Класс 4, Класс 5, Класс 5-1 и Класс 6) к DOT для лучшего описания характеристик современных тормозных жидкостей.

S AE International, Международное общество автомобильных инженеров, для устранения недоразумений и установления четкой стандартизации топливных масел, установило стандарты J1703, J1704 и J1705, которые дублируют вышеуказанные стандарты, например: DOT 3 эквивалентен SAE J1703 и ISO Class 3, DOT 4 эквивалентен SAE J1704 и ISO Class 4 и т.д.

Тип тормозной жидкости

Если объединить все стандарты на мазут, добавив к ним регламентированные характеристики, то получится очень понятная и полезная сводная таблица стандартов и спецификаций

4925

  • DOT 3, 4 и 5.1 — бесцветные или янтарные;
  • DOT5 — розовые или фиолетовые;
  • LHM, LHM+ и другие на основе минерального масла — зеленые.

Гоночная тормозная жидкость DOT 5

Несомненная «королевская жемчужина» автоспорта, знаменитая марафонская «24 часа Ле-Мана» дала мировому автомобилестроению наибольшее количество инноваций, которые стали настолько привычны, что мы даже не задумываемся об их происхождении из Ле-Мана: дисковые тормоза, «дворники»-стеклоочистители, системы впрыска топлива, турбонаддув, и др. Особенность этого марафона – практически ни одна из гонок на протяжении почти 100 лет её истории, не обходилась без дождя. И это при том, что скорости здесь – рекордные, недоступные Формуле 1, ИндиКар и NASCAR. В 1988 году прототип WM-P88 Peugeot развил на «Унодьерской прямой» трассы 405,12 км/ч! И этот рекорд не побит до сих пор ни кем ни на одной из трасс мира.

Так вот именно «24 часа Ле-Мана» стала местом появления здесь около 20 лет назад «гоночной» тормозной жидкости, известной, как DOT 5, «силиконовой». В её составе – действительно жидкосиликоновые ингредиенты. Она была бы идеальной для массовых авто благодаря своим потрясающим характеристикам:

  • Минимальная вязкость при любой температуре;
  • Термостойкость и сохранение своих характеристик при температуре до 300°C;
  • Отсутствие гигроскопичности (дождь из Ле-Мана не может изменить его характеристики).

Peugeot 908 HDi FAP is the most powerful car in endurance racing history

Peugeot 908 HDi FAP ‘2009 — самый мощный в истории гонок на выносливость прототип тормозит перед поворотом. Обратите внимание на раскалённые докрасна керамические тормозные диски

Однако, есть недостаток, напрочь перечёркивающий её массовое применение – полное отсутствие смазывающих свойств. Для автогонок, где активная деятельность скоростного болида ограничивается 12-24 часами гонки, после чего он поступает в капитальный ремонт, такого «срока жизни» вполне достаточно. Тормозная система болида не успевает износиться настолько, чтобы начать доставлять проблемы. Рекорд «24 часа Ле-Мана» – 5410 километров за одни сутки. Тормоза с силиконовой ТЖ обычно рассчитывается на беспроблемную работу в течение 7000 км. Для гоночного прототипа этого – более, чем достаточно, чтобы доехать до финиша и победить. Но для «обычного» автомобиля такое – абсолютно неприемлемо. Если снабдить простой Пежо, Ситроен, Тойоту, Ниссан, Рено или Форд системой с DOT 5 – авто будет идеально тормозить, но к очередному ТО в 10-15 000 км, машине придётся менять абсолютно всё, касающееся тормозов из-за крайней степени износа.

Разумеется, прогресс не стоит на месте. На некоторых сверхдорогих суперкарах в их тормозах работает DOT 5. Так что её использование на «обычных» авто – дело времени. Это – обязательно произойдёт. Но – не сегодня!

Какую жидкость выбрать и по каким параметрам?

Выбор по эксплуатационным параметрам

  • Рекомендации в технических спецификациях производителя автомобиля, приведенные в сервисном или гарантийном руководстве
  • Оснащение автомобиля современными электронными системами помощи при торможении — ABS, ESP, ASR и т.д.

Fragment of the manual for Citroen C3 Picasso about the type of brake fluid

Выдержка из руководства пользователя Citroen C3 Picasso относительно типа используемой тормозной жидкости

В «мануалах» современных автомобилей в большинстве случаев о теме тормозов написана лишь короткая фразка: DOT 4. Разумеется если указано «DOT 5.1» – использовать только её, так как на нынешний 2021 год – это самая совершенная из ныне существующих тормозных жидкостей и ничего лучше пока не создано. Некоторые бренды предлагают DOT 5.1/ABS с небольшим добавлением силиконовых ингредиентов. Однако на поверку оказывается, что характеристики – точно такие же, как у «обычной» DOT 5.1 при более высокой цене, а позитивный эффект на уровне «погрешности измерений».

Другое дело, если в сервисной книжке указана «просто» DOT 4. Здесь у Вас большая свобода действий по применению ТЖ и даже улучшению работы тормозов в определённых условиях эксплуатации.

Указание «DOT 4» обычно подразумевает «по умолчанию» использование Class 4, т.е. обычную «тормозуху». Это оправдано, если машина ездит в относительно тёплых краях, где не бывает сильных морозов, а снег, если и бывает, то всего пару месяцев в году. В то же время, для таких «тепличных» условий мы рекомендуем использовать вместо DOT 4 Class 4 более «продвинутую» DOT 5.1.

  • Более высокая температура кипения, что делает тормоза более термостабильными на высоких скоростях и/или на холмистой местности;
  • Высокая плотность жидкости, повышающая скорость работы механизмов и систем, более точное наложение тормозов и лучшую чувствительность педали тормоза;
  • Современный пакет присадок с противоизносными и антикоррозийными свойствами, продлевающий срок службы гидравлических тормозов и, следовательно, срок службы их компонентов и узлов.

Оснащен ли ваш автомобиль ABS и ESP? Для теплого климата DOT 5.1 или DOT4 Class 6 — практически единственный вариант. Хорошая тормозная жидкость раскроет все возможности гидравлики с электронным управлением и повысит безопасность.

Однако Россия — северная страна. На большей части нашей территории зима длится более полугода, и морозы ниже -15°C являются нормой. Для таких условий лучше подходит DOT 4 класса 6. Одно из его ключевых преимуществ — высокая текучесть и низкая вязкость при низких температурах (750 мм2/с вместо 1800 мм2/с для класса 4 и 900 мм2/с для DOT 5.1). Класс 6 был создан для стран с холодным климатом, то есть и для нашей страны. При морозах вплоть до сибирских низкая вязкость позволит ESP и ABS работать так же хорошо, как и при +20°C. Неосторожное движение рулем или педалями при движении по льду или укатанному снегу может привести к заносу, а при слишком быстром движении вы можете внезапно потерять траекторию движения. Убедитесь, что вашу безопасность и целостность вашего автомобиля обеспечивают электрогидравлические системы.

Выбор по бренду

Следует учесть, что степень требований и проверки соответствия нормативам сейчас настолько высоки, что этот вопрос не имеет той степени остроты, которую вкладывают в процесс его решения. Если выбор ведётся среди мировых авторитетов, например: ATE, BASF, Bosch, Brembo, Castrol, Ferodo, Hella/Pagid, Pentosin, Shell, Textar, TRW и Yacco – можно смело применять практически любую из понравившихся. Все они будут на одинаково высочайшем уровне характеристик. Но если хозяин «пепелаца» жаждет жмотски выкроить «30 серебренников» из своего же кармана, не задумываясь о том, что экономит на своей безопасности, то здесь мы обязаны призвать к тому, что бы выбрать:

  • Самую из самых солидных брендов;
  • Самую свежую;
  • Быть максимально бдительным, «не вестись» на дешевизну.

 Examples of DOT 4 Class 6 brake fluids of famous brands of fuels and lubricants

Примеры тормозных жидкостей DOT 4 класса 6 от известных и авторитетных топливных брендов

Топливные элементы — хрупкий товар, в зависимости от которого, порой, под угрозой может оказаться жизнь других участников движения, соседей и прохожих.

Российские производители? Почему бы и нет! Изучите результаты сравнительных тестов, опубликованные редакторами авторитетных СМИ. Почитайте обзоры. Кроме того, отечественные жидкости предлагают несколько достойных продуктов.

N.B. Как показывает практика, в России — любые автомобили Peugeot, Citroen, DS, Opel, Dongfeng и Samand следует заправлять жидкостью класса 6 DOT 4 или в южных регионах DOT 5.1.

Присадки тормозной жидкости

Таковые – есть. Однако мы не только не берёмся советовать какую-либо из них, а категорически против применения любой присадки для тормозной системы! «Тормоза – это последнее, что отделяет нас от Бога» – как-то сказал великий автогонщик Стерлинг Мосс. Поэтому – любое вмешательство в систему, стократно продуманную и тысячекратно испытанную, намного тщательнее, нежели любая другая из присутствующих на автомобиле, равноценна сделке с Сатаной. Ведь чтобы быть полностью уверенным в тормозах современного автомобиля, и нужно – всего-то:

  • Регулярно осматривать, обслуживать и смазывать «механику» и менять состарившуюся «гидравлику»;
  • В соответствии с периодичностью тех.регламента (а лучше – чаще) менять тормозную жидкость.И больше ничего не надо. Добавки – лишнее.

Можно предположить, что дизельное топливо само является добавкой к тормозной жидкости.

Лайфхак (подсмотрено у дальнобойщиков). Уж если так получилось, что придётся заправиться «демисезонным» ДТ при крепком морозе, что грозит замерзанием «соляры» – ТЖ можно эффективно и безболезненно использовать в качестве антигеля. Ведь в составе «жижи» для тормозов – сложные эфиры и полигликоли: в общем-то ничего страшного для дизельной аппаратуры, зато с крайне низкой температурой замерзания и высокой текучестью. Так что предварительно влитые перед заправкой в топливный бак 100 мл «тормозухи» способны превратить в «зимнее» до 60 литров «демисезонного» или «летнего» топлива.

Однако, это – «интенсивная терапия» и «скорая помощь», частое использование которой чревато большими проблемами для здоровья движка. Ведь в ТЖ есть небольшое количество ингредиентов, способствующее нагарообразованию.

Когда и как часто менять тормозную жидкость

По техрегламенту

Информация в руководстве по обслуживанию (гарантийном руководстве) является основным критерием в этом вопросе.

  • Периодичность по пробегу;
  • Периодичность по времени.

Fragment of Peugeot 3008 technical regulations on the frequency of brake fluid change

Фрагмент технического регламента Peugeot 3008, в котором описывается периодичность замены тормозной жидкости

Например: «смена тормозной жидкости – через каждые 50 000 км пробега или 2 года эксплуатации в зависимости от того, какой параметр наступит раньше». Кстати, такая периодичность – оптимальна для подавляющего большинства автомобилей. Она позволит защитить «жижу» от насыщения водой, как и не позволит испортить гидравлическую систему продуктами естественного износа и окисления, как и продлить жизнь гидроцилиндрам и периферии тормозной системы.

По цвету

Эта жидкость является отличным растворителем, поскольку содержит значительное количество сложных эфиров. Это свойство является показателем ее состояния, а также общего состояния тормозов. В идеально работающей системе отсутствует влияние внешних факторов, поэтому тормозная жидкость долгое время не меняет свой цвет.

Обычно она достаточно прозрачна и имеет слегка желтоватый оттенок, а некоторые бренды специально делают его «кислотным». Это сделано специально, с целью облегчить оперативность поиска утечек при освещении ультрафиолетом.

Мутная и/или ставшая коричневой «жижа», изменившая свой цвет на более тёмный, явно заметный взгляду – её пора менять. Если подобное произошло заметно раньше предписываемых техрегламентом сроков, то это сигнализирует об одной из двух проблем:

  • Жидкость изначально была некачественной, поддельной, фальсифицированной и т.д. и поэтому нуждается в полной замене при смене продавца. Поэтому необходимо полностью заменить его, сменив поставщика.

Приборный метод определения качества тормозной жидкости

Основной параметр кондиции тормозной жидкости – содержание в ней воды. Вспомним, что ТЖ – крайне гигроскопична. Это можно легко измерить различными портативными приборами, которые по форме напоминают среднего размера маркер-фломастер. Приобрести их можно на интернет-площадках АлиЭкспресс, Джум, Тао и т.п. – за «копейки».

Examples of portable brake fluid testers

Примеры портативных приборов для проверки тормозной жидкости

Принцип действия – два медных электрода на конце «ручки», которые опускаются в исследуемую «тормозуху», после чего прибор определяет диэлектрическую проницаемость «жижи». Понятное дело, что на роль профессиональных (хотя, там есть аналогичные изделия и для профи, и тоже – по небольшой цене) они не претендуют, но для «карманного», примерного определения ответа на вопрос – «менять или подождать», они вполне подходят.

Как происходит замена тормозной жидкости

Ничего сложного.

  • Пассивный (вытеснение);
  • Активный («прокачка»).

Метод вытеснения занимает много времени, но он позволяет — полностью, в наибольшей степени и в одиночку — обновить TJ во всей системе до самых закоулков.

Прокачка делает процесс в 2-3 раза быстрее, но требует участия двоих человек, не на 100% эффективна (обычно 5-7% старой «жижи» остаётся в системе) и слишком деликатна в отношение «человеческого фактора» (один раз не успел закрутить штуцер – и система «схватит» изрядную порцию воздуха, после чего его будет крайне трудно извлечь).

В результате мы решили не публиковать последовательность замены тормозной жидкости первым и вторым способами. На это есть несколько причин:

  • Если владелец произведёт смену ТЖ самостоятельно, после чего могут обнаружиться проблемы в работе ABS, ESP и/или других узлов и деталей тормозов, то в случае, если это будет иметь какие-либо трагические последствия, что без труда докажет привлечённая судом техническая экспертиза, по ЗЗПП, КоАП и УК РФ вся тяжесть произошедших событий целиком ляжет на него, отягчающим фактором, а производитель, его агенты/контрагенты и партнёры — минуют ответственности. Такова практика. Мы не имеем даже морального права склонять владельца автомобиля к непредумышленному проступку, тем более — преступлению;
  • Смена тормозной жидкости у множества современных автомобилей подразумевает переведение их в так называемый «сервисный режим» с помощью фирменного диагностического компьютера и специального ПО. Даже на неофициальных, но авторитетных СТОА, такое оборудование встречается нечасто. Если проигнорировать необходимость «сервисного режима» и провести замену ТЖ «по старинке» – в гидросистеме останется изрядное количество «старой» жидкости, остатки которой быстро перечеркнут положительный эффект от замены, «деликатные» элементы системы могут получить неустранимые повреждения, а тормоза после такого мероприятия могут работать даже хуже, чем до него;
  • Давно ли Вы меняли «тормозуху» самостоятельно? Если предыдущий раз это было 5-10 лет назад на каком-нибудь менее совершенном автомобиле, чем сейчас, то – даже не пытайтесь! Единственного: — «Ой! Вот это – забыл!», может быть достаточно для приведения гидросистемы в негодное для последующей езды состояние. Доверьтесь профессионалам! Как минимум, они проводят эту и подобные операции чуть ли не ежедневно и возможность допустить ошибку у них близак к «абсолютному нулю» относительно Вашей квалификации, пусть когда-то и очень высокой. Здесь риск от соотношения «сэкономленные рубли / цена возможной ошибки» – явно не в Вашу пользу! Поэтому вспомним Михаила Жванецкого: — «у любого преступления есть Имя, Фамилия и Отчество». Очень хочется, чтобы они были не Вашими.

Если на «Жигулях», «Москвичах» и «Запорожцах» самостоятельная смена «тормозухи», даже «частичная» — ещё как-то «прокатывала», то на новых авто, в конструкции которых царствуют технологии XXI века, старые приёмы недопустимы.

В каком объёме менять тормозную жидкость

  • Если менять, то в избыточном объёме. Никаких «частичных» смен в этом деле – не бывает. В противном случае – даже минимальный оставшийся в системе объём «старой» тормозной жидкости быстро «отравит» свежую и самую совершенную, в результате чего мероприятие пройдёт зря, деньги будут потрачены впустую, а безопасность тормозов станет сравнима с «нулевой»;
  • В сервисной книжке или мануале обычно указывается объём тормозной системы, который подлежит сменить. Лучше всего к этой цифре прибавить 250 мл «, и замена тормозухи будет «с чистой совестью». Если по каким-то причинам этот объём неизвестен, то его можно рассчитать самостоятельно.

Расчёт необходимого и достаточного объёма сменяемой ТЖ

  • Внутренний диаметр трубок гидросистемы тормозов, в среднем = 3 мм, то есть 0.003 м. Площадь сечения = 0.00072 м 2 .
  • Для примера возьмём Peugeot 3008 II поколения. Его колёсная база = 2.675 м. Умножаем на 2, т.к. система двухконтурная = 5.35 м. Результат умножаем на 1.5, так как система диагональная = 8.03 м;
  • От главного гидроцилиндра вниз уходят 4 трубки, длина каждой из которых примерно 0.4 метра, т.е. = 1.6 метра;
  • Объём бачка ТЖ обычно около 300 мл (0.3 литра);
  • Вместительность камер блоков ESP/ABS и рабочих цилиндров – около 250 мл (0.25 литра);
  • Вводим запас 0.25 л на «чистовую» прокачку, когда из штуцеров пойдёт визуально «чистая», но с примесями «старой».

Уместно заметить, что для «тонкой подстройки» объёма сменяемой жидкости многие бренды выпускают флаконы объёмом 0.25 л. Многие думают, что это для «частичной» замены «тормозухи» – только в бачке, но это совершенно не так!

Внимание! Неиспользованную тормозную жидкость хранить во вскрытой, и после этого (якобы) герметично закрытой таре – категорически нельзя! Уж таково коварство высокой гигроскопичности этой смеси – через пару-тройку месяцев эта «жижа» потеряет свои свойства и станет непригодной для дальнейшего использования. Поэтому при замене следует использовать весь, без остатка объём, а в случае, если осталось «лишнее» – утилизировать или найти альтернативное применение, но ни в коем случае не использовать на автомобиле.

Лайфхак. Уж если совсем не хочется выбрасывать флакон с наиспользованной ТЖ, то ей можно найти альтернативное применение. А именно — для защиты от коррозии тормозных дисков, если транспортному средству придётся стоять на улице изрядное количество времени (например: если хозяину предстоит уехать в командировку).

Чтобы рабочая поверхность тормодисков не заржавела – перелейте жидкость для тормозов в подходящую ёмкость, оборудованную распылителем (сойдёт пустой флакон из-под «стекломоя» или полироля) и обильно опрыскайте «зеркало», по которому работают колодки. Тут же насытившись влагой полигликоли станут «нейтральными» и осядут на металл в виде плёнки, защитив его от воздействия воды, кислот и едких противогололёдных «коктейлей». Во время последующего начала движения и первого контакта дисков с колодками, эта плёнка мгновенно сотрётся и испарится, без снижения эффективности замедления. Отсутствие ржавчины снизит абразивный износ колодок и дисков, уменьшит скрип и шум работы тормозов.

Полезные свойства ТЖ в быту

  • Обладает повышенной проникающей способностью, на уровне керосина и WD-40, поэтому при обильном смачивании способствует отворачиванию самых «прикипевших» резьб;
  • Способна «поднять» и сделать очищаемыми самые «мёртвые» отложения на раковинах, ваннах и унитазах. Однако для очистки посуды использовать её нельзя;
  • Зимой может эффективно использоваться для «разморозки» и приведения в действие заледеневших замков. Кстати, аналогичные средства для этих целей – «некондиционной» или бракованной «тормозухой» и являются;
  • Является отличным средством для «реанимации» старых велосипедных и мотоциклетных цепей, как и очистки от ржавчины металлических изделий, что очень пригодится любителям старины и реставрации техники.

ТЖ для автомобилей Peugeot, Citroen, DS, Opel, Dongfeng, Samand и др.

Как показывает практика и неумолимая статистика, через некоторое время многие люди начинают обслуживать свои автомобили самостоятельно или доверяют это «проверенным некоррозионщикам». В качестве меры предосторожности, чтобы производители этих «проверенных» продуктов сохранили свою репутацию, избежали будущих проблем с вами и не допустили ошибок, влияющих на безопасность этих продуктов, наша рекомендация — использовать DOT 4 Class 6.

Поломка тормозов — это не шутка, а эксперименты с тормозами могут закончиться трагически! В качестве аксиомы примем: «Экономить на тормозах — значит экономить на своей безопасности». Исходя из этого, мы можем смело и без всяких сомнений убрать слово «цена» из «золотой» пропорции «цена/качество тормозной жидкости».

 Examples of DOT 4 Class6 brake fluids

Тормозные жидкости, соответствующие стандартам DOT 4 класса 6. Здесь представлены не все из тех, которые мы настоятельно рекомендуем к использованию

Рекламой ни в коем случае не является, но первую очередь мы рекомендуем остановить свой выбор на ТЖ компаний-разработчиков тормозных систем (ATE, Bosch, Brembo, Jurid/Bendix, и др.), а также химических концернов-патентодержателей и изготовителей ингредиентов для производства этих жидкостей (BASF, Pentosin), как и солидных, но малоизвестных у нас брендов ГСМ (Comma, Igol, Repsol, Yacco, Wolf). ТЖ этих брендов недёшевы и продаются только в солидных розничных и интернет-магазинах, зато можно быть стопроцентно уверенным, что вероятность случайно купить контрафакт или подделку — минимальная. В наше мошенническо-криминальное время, это – важно!

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
G4KD 2. 0 MPI 150/165 л. с - двигатель Хендай Туссан и Киа Спортейдж
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector