Способы удаления накипи

Эффективным средством разрушения накипи является керосиновый контакт (контакт Петрова). Керосиновый контакт обладает способностью расщеплять жиры и образовывать с водой растворы, характеризующиеся высокими моющими свойствами.
Керосиновый контакт представляет собой маловязкую жидкость темно-желтого цвета, полученную путем обработки керосиновых дистиллятов дымящейся серной кислотой или серным ангидридом.
На авторемонтных заводах его применяют для удаления накипи как с чугунных, так и с алюминиевых деталей.
Накипь с помощью керосинового контакта удаляют как методом окунания детали в ванну с раствором, так и способом прокачки раствора через водяную рубашку блока или головки блока на специальных установках.
Перед удалением накипи блок цилиндров обезжиривают при общей мойке деталей.
При использовании способа окунания деталь погружают в ванну, которая состоит из двух отсеков. В один отсек наливают раствор керосинового контакта с водой (50% воды и 50% контакта), в другой — чистую воду. Перед загрузкой блоков с них снимают крышки и заглушки, обеспечивая лучший доступ раствора к накипи в водяной рубашке. Блоки обычно устанавливают так, чтобы их привалочная плоскость крепления картера находилась вверху. Через 40— 50 мин блок вынимают из первого отсека и погружают во второй отсек с чистой водой, где его ополаскивают.
Ванну, в которой находится раствор и вода, оборудуют устройством для подогрева и поддержания рабочей температуры (30—40° С — для раствора и 70—80° С — для воды). После обработки 50— 60 блоков раствор необходимо заменить.
На 60 показана установка для удаления накипи одновременно из двух блоков. Она состоит из станины 4, двух тележек 3, ванны 5, разрушения ванн, арматуры и деталей насоса. Применение ванн с кислотоупорной футеровкой и керамических насосов для подачи раствора в блок позволит шире использовать этот эффективный способ удаления накипи.
Эффективным средством удаления накипи является также промывка деталей 1%ным раствором трилона «Б» (ТУ МХП—4182—54), который представляет собой порошок белого цвета, неядовит, легко растворяется в воде и не вызывает вспенивания.
Новым эффективным способом удаления нагара и накипи с поверхности деталей является технологический процесс их очистки в расплаве солей и щелочи, разработанный ГОСНИТИ. По производительности и качеству очистки указанный процесс превосходит все известные в настоящее время.
В разработанной ГОСНИТИ установке модели ОМ4265 детали последовательно обрабатывают в расплаве солей и щелочи, подвергают промежуточной промывке, травлению в кислотном растворе и окончательно промывают горячей водой.
Состав соляной ванны установки: 65% едкого натра, 5% хлористого натрия, 30% азотнокислого натрия. Диапазон рабочих температур 380—420°С. Перед погружением в ванну детали просушивают, выдерживая 2— Змия над поверхностью расплава, чтобы исключить его расплескивание. Продолжительность выдержки деталей в расплаве составляет 5—15 мин в зависимости от их загрязненности и рабочей температуры ванны.
Извлеченные из соляной ванны детали выдерживают над ней 2—3 мин, чтобы дать стечь расплаву, а затем промывают. Окончательно удаляют окислы с поверхности деталей в кислотном растворе.
При очистке деталей из чугуна и стали для нейтрализации щелочи и осветления поверхности используют 50%ный раствор ингибированной кислоты (ТУ МХП 2345—50). Окончательную промывку производят в воде, в которую добавляют 3—5 гл кальцинированной соды и 1,5—2 гл тринатрийфосфата.
Травление деталей из черных металлов и алюминиевых сплавов производят в растворе с добавками 85 гл фосфорной кислоты (ГОСТ 10678—63) и 125 гл хромового ангидрида (ГОСТ 2548—62). Окончательно промывают детали в горячей воде при температуре 80—90° С.
Производительность установки ОМ4265 равна 300—500 кгч. Стоимость обработки в ней 1 т деталей при годовой программе мотороремонтного завода 6000 ремонтов двигателей составляет 8—10 руб., что в 1,5—2 раза меньше затрат на очистку деталей косточковой крошкой. Указанная установка рекомендована Всесоюзным объединением «Сельхозтехника» для мотороремонтных предприятий с годовой программой не менее 3000 ремонтов двигателей.

Запись опубликована в рубрике Ремонт автомобилей. Добавьте в закладки постоянную ссылку.