Основные предпосылки для оптимального развития и размещения специализированных авторемонтных предприятий

Ведомственная разобщенность авторемонтных предприятий и недостаточно обоснованная их специализация являются одной из основных причин низкой экономической эффективности ремонта. Дальнейшее совершенствование авторемонтного производства требует изменения методов планирования размещения продукции на ремонтных предприятиях. Использование при планировании наиболее совершенных методов обеспечит быстрое и эффективное решение вопроса оптимальной специализации авторемонтных предприятий.
Авторемонтное производство является сложной экономической системой, которую можно рассматривать как самостоятельную. Эта система связана с народным хозяйством, с одной стороны, потреблением трудовых ресурсов, продукции различных отраслей, капиталовложений и т. п., а с другой — поставкой ему определенной продукции. Производство этой необходимой продукции, если задано ее количество, можно организовать при различных вариантах размещения и развития специализированных ремонтных предприятий. Среди этих вариантов имеются и оптимальные, т. е. такие, которые реализуются с минимумом затрат. Суммарные затраты включают в себя затраты непосредственно на ремонт автомобилей (эксплуатационные); капитальные вложения, необходимые для строительства или реконструкции предприятий (единовременные затраты) и затраты на перевозку объектов ремонта от заказчика до предприятия и после ремонта обратно.
Определение оптимального варианта размещения, развития и специализации авторемонтных предприятий заключается в выборе из множества возможных структурных вариантов такого, при котором обеспечиваются минимальные суммарные затраты.
Необходимость нахождения оптимального варианта и развития ремонтного производства возникает при размещении дополнительного объема ремонтных работ, создании новых авторемонтных предприятий, решении вопросов кооперации группы авторемонтных предприятий. В зависимости от поставленной цели задача может решаться в масштабе республики, например при строительстве авторемонтного предприятия, или для нескольких авторемонтных предприятий в том случае, когда устанавливается целесообразность централизации ремонта какого-либо агрегата, узла, детали.
Главным недостатком существующих методов планирования является то, что основой для принятия решений служит примерный, в значительной мере качественный анализ нескольких вариантов плана. Как правило, комплексный количественный учет взаимодействия различных факторов не осуществляется, учитываемые условия чрезвычайно ограничены. Все это затрудняет и даже делает невозможным выбор действительно наилучшего плана из всех возможных при данных условиях.
В общем случае задача размещения и развития авторемонтных предприятий является многопродуктовой. При этом задается потребность в ремонте автомобилей различных моделей и их агрегатов, пункты размещения авторемонтных предприятий и варианты их развития по специализации и масштабу производства. В результате решения задачи определяется такое размещение предприятий, их специализация и масштабы производства, которые позволяют полностью удовлетворить потребности автотранспорта в ремонте при наименьших суммарных затратах.
Одним из методов решения сложных многопродуктовых задач является взаимосвязанное решение ряда однопродуктовых задач. Однопродуктовая задача является более простой: необходимо определить размеры и расположение предприятий, прикрепление к ним потребителей при заданной специализации. В этом случае рассматривается размещение комплекса предприятий одинаковой специализации, например, предприятий по ремонту какого-либо одного объекта (двигателя, автомобиля определенной модели) или набора объектов (автомобиль определенной модели и двигатель в соотношении 1 : 2) и т. п.
Поскольку авторемонтное производство выпускает много различных продуктов (автомобили различных моделей, их агрегаты) и по каждому из них необходимо решить свою однопродуктовую задачу, требуется установить последовательность их решения. Эту последовательность можно определить, установив для каждого из объектов ремонта, т. е. для каждого типа продукта, приоритет. Приоритет определяется по методике ГОСНИТИ из следующего выражения, где аир — коэффициенты зависимости удельных приведенных затрат на производство С от его масштаба N; Кт — коэффициент, характеризующий уровень затрат на перевозку объектов ремонта. Показатели С и N связаны зависимостью С = аАР.

Запись опубликована в рубрике Ремонт автомобилей. Добавьте в закладки постоянную ссылку.