Изменение конструкции агрегата

Изменение конструкции агрегата может способствовать более рациональному разделению его на узлы, которые нужно заменить при ремонте. С улучшением показателей ремонтопригодности и увеличением разницы между сроками службы отдельных объектов экономически целесообразным станет дальнейшее уменьшение масштаба резервирования, т. е. дополнительное выделение из агрегата самостоятельных узлов.
Наиболее характерным в этом отношении является двигатель ЗИЛ130, ремонтопригодность которого значительно улучшена по сравнению с прототипом его за счет установки легкосъемных гильз, а также верхнего расположения клапанного механизма. Исследования показали, что износы и коробления базовых поверхностей блоков двигателей ЗИЛ130 незначительны. В результате этого у поступающих в ремонт двигателей большинство блоков при пробеге до 300 тыс. км не нуждается в ремонте.
Установлено, что средние сроки службы двигателей составляют 84,4 тыс. км до замены вкладышей коленчатого вала и 160 тыс. км до перешлифовки шеек коленчатого вала; замена цилиндропоршневой группы производится через 150—160 тыс. км, головок блока — через 150 тыс. км. В связи с этим двигатели ЗИЛ130 поступали на ремонтный завод из-за недопустимого зазора между шейками коленчатого вала и вкладышами, в то время как подавляющее большинство других деталей еще было пригодно для дальнейшей эксплуатации.
Полная разборка двигателей при капитальном ремонте и последующее обезличивание деталей нарушали проработанность отдельных пар. Последующая сборка двигателей из обезличенных деталей с так называемыми допустимыми износами резко сокращала их ресурс.
Таким образом, у двигателя ЗИЛ130 блок цилиндров имеет большой срок службы до первого ремонта, а отдельные узлы и сопряжения (коленчатый вал с вкладышами, шатуннопоршневая группа, головка цилиндров) характеризуются меньшей долговечностью и высокой ремонтопригодностью, позволяющей осуществлять их замену без снятия двигателя с автомобиля. Естественно, что такой двигатель лучше всего ремонтировать узловым методом.
Внедрение узлового метода ремонта двигателей позволяет сократить общее количество капитальных ремонтов за счет периодической замены быстроизнашиваемых деталей в процессе эксплуатации и полного использования долговечности всех остальных узлов. Это позволит полнее удовлетворить потребности автотранспорта в ремонтах, а также уменьшить затраты на восстановление работоспособности двигателей. Подсчитано, что условная годовая экономия за счет сокращения объемов ремонта составляет не менее 100 руб. на один находящийся в эксплуатации двигатель ЗИЛ130. Так как при узловом методе ремонт сводится к замене узлов на автотранспортном предприятии, то резко сокращаются простои автомобиля в ремонте и в ожидании ремонта, уменьшаются оборотный фонд двигателей и затраты на их транспортировку, а также увеличивается объем полезной работы, выполняемой автотранспортом. Уменьшение числа полных разборок и сборок двигателя при узловом методе ремонта снижает общую трудоемкость ремонтных работ, позволяет сохранить приработку незаменяемых узлов и сопряженных пар, а также увеличить срок их службы.

Запись опубликована в рубрике Ремонт автомобилей. Добавьте в закладки постоянную ссылку.